Тема плагиата в дизайне
Тема плагиата, в творческих профессиях, непростая. Идеи витают, как известно, в воздухе, сознание постоянно соединяется со вселенским разумом, а сам творец, так старательно учился своей профессии, что видит слишком много из творчества других...
Я согласна, что mood board помогает генерировать идеи, но напостсоветском пространстве с плагиатом в рекламном дизайне сложилась какая-то просто неприличная ситуация. Конечно, наш маркетинг не сопоставимо моложе европейского,и мы, можно сказать учимся… но в основном воровать. Причем в этом уличают нетолько мелкие, но и крупные компании.
На эту статью меня натолкнуласобственная ситуация- сейчас наша компания является свидетелем в судебномразбирательстве о нарушении авторских и интеллектуальных прав, которое проходитмежду нашим клиентом, европейским производителем и его прямым конкурентом. Ксудебному разбирательству привела неосмотрительность одного из участниковрынка, который заказал разработку упаковки и фирменного стиля у случайногоисполнителя- исполнитель выдал за собственные разработки раннее созданные намимакеты.
Виноват ли в этом Заказчикплагиата? Виноваты ли в этом еще несколько известных украинских компаний,которые получили иски с указанием на плагиат и нарушение авторских прав мировыхбрендов? Виновата ли в этом известная сеть автозаправок, чей логотип- это копияизвестной английской звукозаписывающей компании? Пожалуй, Заказчик виноватодном- в беспечности и, иногда, в желании сделать все подешевле. Дизайн«подешевле» не только вредит репутации (ну не заправляюсь я на заправках,которые воруют логотипы у компаний моего детства), но и может привести квынужденному редизайну и даже к серьезной материальной компенсации.
Вообще дизайн в Украине стоит такдешево, что стремление некоторых компаний дополнительно сэкономить, аматорскиепопытки сделать дизайн бренда/ фирменного стиля/ упаковки силами начинающегодизайнера, выглядят странно. Вцивилизованной экономике, к которой так стремится Украина, стоимость бренда, вразы превышает стоимость материальных ресурсов компании. Клиенты часто показываютмне известно яблоко и говоря: «Я хочу такое» - метод психологического переноса вовсей красе. Но ведь не бывает бренда (в его истинном понимании) без стандартови грамотного концептуального дизайна с учетом маркетинговых условий продукта, ане только личных эстетических предпочтений.
Посмотрите на историю дизайнаизвестных брендов- они все прошли путь от простой графики до отточенного современногокреатива. А некоторые так и остались в своих простых образах. Что их всехобъединяет? Идея, концепция, смысл.
Как можно защититься от плагиата?На рационально- техническом уровне никак- все серверы проверки изображений ещеочень далеки от совершенства. Но если в основе дизайна лежит идея бизнеса, тоон будет уникален. Попросите дизайнера показать Вам творческий процесс, и Вы увидитерисунки, наброски, саму идею- если их нет, то это не ВАШ дизайн, а генерацияслучайных графических символов из всемирной паутины. И не важно нравится Вам изображениеили нет, ВЫ никак не связаны с этим изображением, за ним нет духа вашегобизнеса, а значит оно никогда не будет работать на эмоциональном уровне.
Пример создания фирменного стиля для клиента нашей компании:
Я не дизайнер, но наблюдая, как маркетинг уходит в психологию, я просто теряю интерес к "завитушкам", надуманной эстетике и разговорам о сверх- вкусе и стиле. На первый план для меня выходит идея, семантика дизайна (как я могу опереться на него в коммуникациях) и уникальность. Мы все прошли определенный путь подражания, но этот этап пора заканчивать, если мы не хотим быть смешными в глазах европейских коллег и партнеров. Нужно уважать себя, ценить свой имидж и осознавать, что воровать чужие идеи и воровать чайные ложечки в гостях- это, в принципе, одно и тоже.