Почему в деле Щербаня объявлен антракт
На прошлой неделе внимание общественности было приковано к перипетиям нового судебно-театрального реалити-шоу "Юлия Тимошенко заказала убийство Евгения Щербаня". Гастроли приглашенных Генпрокуратурой свидетелей прошли с оглушительным успехом – лица Игоря Марьинкова и Сергея Зайцева попали на страницы и в эфиры ведущих СМИ, их обсуждали и цитировали. Все с нетерпением ждали и появления самой Тимошенко, которой украинская власть отвела главную роль в этом спектакле. Но вдруг судебное шоу оборвалось.
Заседания и судебные допросы проводились три дня подряд, а прокуроры в комментариях решительно заявляли, что это только начало. Но после двух нашумевших допросов (Марьинкова и Зайцева) и после анонсирования третьего, одиозного экс-губернатора Донецкой и Сумской областей Владимира Щербаня, 18 февраля пенитенциарная служба разослала сообщение об отмене. Утром 19-го суд принимает решение в связи с болезнью Щербаня возобновить допросы лишь 4 марта.
Что же пошло не так, почему возникла пауза? Очевидно, весь этот перформанс затевался под саммит Украина-ЕС, который должен состояться 25 февраля в Брюсселе. А именно, чтобы президент Виктор Янукович получил дополнительные аргументы в диалоге с Евросоюзом, который, несомненно, потребует у него очередных объяснений по ситуации с Тимошенко. Выглядит логично. К тому же, никто и никак не смог правдоподобно объяснить необходимость проведения этих допросов сейчас, еще до передачи дела в суд.
Допросы свидетелей ГПУ с допуском журналистов должны были создать необходимый для власти информационный фон. Ведь какими были ключевые месседжи свидетельствовавших? Тимошенко была знакома с криминальными авторитетами, крутила роман с Павлом Лазаренко, и они вместе заказали убийство конкурента Щербаня.
Но с началом этих заседаний завертелась целая история вокруг того, будет ли Тимошенко на них присутствовать. В многочисленных телеграммах, факсах, письмах, поступавших в суд из Харькова, немудрено было запутаться. По версии тюремщиков, Тимошенко каждый раз отказывалась ехать. Ее защитник Сергей Власенко категорически опровергал это - он показывал написанное от руки заявление экс-премьера о желании приехать.
Оптимальная позиция для Тимошенко - она желает быть в суде, но состояние здоровья не этого позволяет. Напомню, на таком основании переносятся суды в Харькове по делу ЕЭСУ. Но в деле Щербаня такая схема не работает. Суд принимает решение, что свидетелей можно допрашивать и без Тимошенко. Насколько правомерно - отдельный вопрос. Ведь нравится это суду или нет, но официально Тимошенко пребывает на стационарном лечении в больнице. Почему, например, письмо свидетеля В.Щербаня о невозможности прибыть на заседание в связи с состоянием здоровья является основанием для переноса, а аналогичное письмо от Тимошенко - нет?
У Тимошенко оставалось два варианта - ехать или не ехать на допросы. По всей видимости, власть не рассчитывала, что экс-премьер так настойчиво будет добиваться участия. В этом есть определенная логика, ведь в случае приезда Тимошенко в Киев сойдут на нет ее отказы участвовать в Харьковском суде. Но чем-то нужно было жертвовать.
С точки зрения политической целесообразности Тимошенко просто обязана была приехать на эти допросы. Это было бы первое после приговора в 2011 году появление на публике. На фоне мутных показаний Марьинкова и Зайцева, получивших озвученные ими сведения из вторых и третьих рук, Тимошенко оказалась бы в выигрышном положении. Она могла бы окончательно дискредитировать все попытки прокуратуры привязать ее к убийству Щербаня. Ее заявления были бы растиражированы по всему миру. В придачу - фотографии экс-премьера из-за решетки. После этого Януковичу на саммит в Брюссель можно было бы просто не ехать.
Такой расклад для власти однозначно невыгоден. Чтобы снять вопрос доставки Тимошенко в суд, допросы прекратились. Со стороны выглядит, будто изначальный план был оборван на полпути. Если заболел один свидетель, почему не допрашивать других? По информации Власенко, таковых у прокуратуры около десятка.
Усиливается это впечатление и заявлениями сына Владимира Щербаня, народного депутата от Партии регионов Артема Щербаня о том, что его отец жив-здоров. Впрочем, нужно ли будет удивляться, если в скором времени сын передумает и скажет, что просто не знал о хвори, подкосившей его родителя.
Тем не менее, пока на судебных помостах Украины объявлен антракт, главная сцена переносится в Брюссель. До премьеры осталось меньше недели. В главной роли - Виктор Янукович. Не пропустите.