Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь.
Оскар Уайльд

Прав ли был Уайльд? И правильно ли его понимают наши современники?

Создание моносемьи или вступление в брак с самим собой, вряд ли можно назвать популярной тенденцией. Да, об этом еще не пишут в глянцевых журналах, и не пестрит заголовками мировая пресса, об этом не слышно в новостях. Но уже снято несколько фильмов о разных аспектах этих странных отношений, где вскользь, а где и с глубоким анализом, это такие фильмы как: «Человек, который женился на самом себе», одна из серий шестого сезона «Секса в большом городе», «Образцовый самец 2». Более того, некоторые американские брачные агентства и даже тренеры-самоучки предлагают правильно организовать церемонию такого бракосочетания.

Легализация такого рода брачных отношений – является первым «звоночком» скорых, вполне допустимо,  глобальных изменений в общественном сознании. Вспомните, еще совсем недавно о браках между геями или лесбиянками также никто не задумывался. Более того, своей принадлежности к сексуальным меньшинствам стеснялись… Что же теперь? А теперь однополые браки – вполне естественная практика для многих государств мира. Голландия, Германия, Франция, Великобритания, США… Таким семьям разрешается усыновлять и воспитывать детей. А что же ожидает моносемью, откуда появляются такие идеи и каким должно быть отношение к подобного рода «ячейкам общества»? Давайте разберемся.

Немного психологии…

Психология рассматривает моносемью, как повзрослевшего ребенка, отделившегося от семьи своих родителей и не создавшего себе пару, не имеющего детей, живущего самостоятельно.  Грубо говоря – сам себе муж, и жена, и собеседник. Моносемьей нельзя назвать молодого человека или девушку, проживающих самостоятельно, отдельно от родственников, и имеющих периодические непродолжительные отношения с кем-то. Моносемья – это, как правило, человек, подошедший к кризису среднего возраста и так и не сумевший отыскать себе пару. К этому моменту у всех практически друзей есть семьи или отношения, поэтому так или иначе такая личность ощущает себя «выпавшей из обоймы». В подтверждение сказанного и самые яркие примеры бракосочетаний с самим собой – Ясмин Елебай (40 лет, г. Хьюстон), Лю Е (39 лет, г. Чжухай), Надин Швайгерд (36 лет, г. Нью-Йорк).

Брак и семья: идентичные ли понятия?

Приведенное выше толкование термина моносемьи психологами видится вполне обоснованным и допустимым. Но так ли дело обстоит с юридическим аспектом этого явления? И зачем узаконивать такие отношения?

Обратимся к истокам понятий семьи и брака. Для многих обывательских взглядов эти понятия идентичны. Но это не так. Брак – не является биологически обусловленной потребностью человека. Для того чтобы создать потомство – брак не нужен. У многих представителей общества это отлично получается и вне официальных брачных отношений, так сказать, «на стороне». Но вот воспитание этого потомства возможно только в рамках семьи. Таким образом, вполне возможно существование брака без семьи и наоборот – семьи без брака.

Брак – это юридическое оформление отношений пары. В большинстве стран мира под браком принято понимать добровольный союз между будущими супругами, построенный на основе равноправия с целью создания семьи. Изначально брак был создан обществом для контроля и регулирования межличностных отношений, в том числе половых, во избежание препятствования общим целям племени, общины – охоте, земледелию. Впоследствии, когда между людьми стали появляться более или менее продолжительные союзы и их представители стали обеспечивать друг друга, одаривать – возникла необходимость регулирования и иных сторон таких отношений – имущественных. И наши предки, и наши современники, равно как и наши потомки наверняка – признавали возможность расторжения брака и заключение нового. Некоторые даже ставят рекорды на этом пути: девятый, десятый, одиннадцатый брак.

Брак – институт социальный, но его основу составляют стремления общества к четкому регулированию отношений между конкретными людьми, а, значит, по природе брак – искусственен. Нельзя не согласиться с классиком, который сравнил этот институт с заключением сделки (В. Гюго). Это своеобразный контракт, подписываемый между супругами при участии арбитра – государства.  Браку свойственны изменения, он идет в ногу с общественным сознанием. С появлением и началом активной поддержки секс меньшинств, возникла необходимость в узаконивании их союзов, их экономически-финансовых отношений. Теперь в мире иная тенденция. Из-за максимальной компьютеризации почти всех социальных процессов, все больше людей на планете проживают жизнь в одиночестве, не имея возможности найти себе «половинку» в «живом» общении. Такие люди взрослеют, обзаводятся собственным хозяйством, но не в состоянии найти пару. Бросая вызов обществу, а точнее сказать – крик отчаяния, такие люди выбирают браки на себе самом. Возможно, причиной таких решений становится желание привлечь к себе внимание общественности, стать более значимым и кому-то интересным либо же, нежелание быть ответственным перед кем-то кроме себя, нежелание вмешательства в свою индивидуальную личную жизнь. Возможно, люди отказываются от полноценной семьи из-за физических отклонений, как, к примеру, неспособность иметь детей. Иные объяснения  таким поступкам найти трудно. Чего же ждать дальше? Браки с роботами?

Семья – тоже социальный институт, однако о его природе ученые немало спорят. Очевидно, что система общественных отношений в семье намного более сложна, чем в браке. Семейными отношениями охвачены не только супруги или пара, но и их дети, родители, иные родственники. Так или иначе – истоки семьи в биологической потребности человека в этой форме проявления человеческих отношений. В своем становлении семья прошла много исторических этапов: от групповой семьи к парной, затем к моногамной. Но основной отличительной чертой любой семьи является атмосфера. Именно здоровая атмосфера, способы семейного воспитания определяют отношения как семейные. Каждая семья за время своего существования проходит целый цикл этапов: начиная от всем известного «конфетно-букетного» периода и заканчивая отделением детей от семьи родителей и выходом последних на пенсию. Становление семьи, ее развитие можно сравнить с развитием человека – от рождения до старости. Можно ли представить прохождение этого пути моносемьей? Конечно, нет!

Вместо заключения…

Подводя итог, отметим, что какой бы не была причина «вступления в брак с самим собой» - глубокая психологическая травма или желание прославиться – никаких ощутимых и значимых юридических последствий такой брак иметь не может и не будет. Такой брак – натуральная фикция, фарс! Если кому-то станет легче жить в таком браке, то, поверьте, это не будет вызвано проведением самой процедуры бракосочетания. Такие явления, как монобрак или моносемья не вписываются в понимание социального предназначения права. В таком браке не могут быть разграничены права и обязанности «супруга», не может быть единых целей. Такой брак, по сути, не может быть расторгнут или прекращен. Отсюда возникает резонный вопрос: моносемья – это что? Неужели «это» можно назвать наивысшей степенью культуры цивилизации? Пожалуй, нет. Видимо, появление таких социальных явлений правильно называть «ошибкой» или же деградацией в области права.