"Два гуся" – не главное. Что будет с ОПЗ в 2020-м?
Давайте помогу разобраться без лишних аллегорий.
В назначении Николая Синицы исполняющим обязанности главы правления ОПЗ ключевым, конечно, является не колоритный факт о ресторане «Два гуся». Человек может владеть рестораном, и название последнего не имеет значения. Проблема в других деталях.
Решение Кабмина прошло с нарушением закона. Назначать нового руководителя завода, даже в статусе исполняющего обязанности, возможно только путём его избрания, но никак не назначения. Но кому сегодня интересно что-то делать законно?
Больше настораживает круг интересантов в получении контроля над ОПЗ. В приказе Фонда госимущества о назначении новых членов наблюдательного совета ОПЗ есть отсылка на частную компанию Grant Thornton, что кадровые назначения и. о. главы правления и нового члена Набсовета были приняты с учетом ее позиции. Напомню сторонним наблюдателям, что именно эта компания решением суда заблокировала практически всю большую приватизацию в Украине, и в частности приватизационный процесс ОПЗ при Порошенко. Факт наталкивает на мысль, что те, кто и раньше пытался контролировать приватизацию, сегодня тоже каким-то образом интегрированы во власть и имеют достаточный вес для продвижения своих интересов.
Кадровые решения власти подтверждают опасения, что мы столкнулись со старым принципом, когда главное – поставить своих, пусть даже непрофессиональных, но преданных людей. Профессиональные навыки либо soft skills, либо не учитываются. Можно говорить даже о том, что ОПЗ попадает под внешнее влияние. Синица – не отраслевик и, судя по бизнесам, которыми владеет, – бизнесмен среднего звена. По своему прошлому опыту могу предположить, что цель назначения – контроль над ситуацией и влияние на процесс «правильности» работы завода. Коллектив ОПЗ воспринял назначение соответствующим образом. Любые незаконные либо сомнительные действия лица «и. о.» будут предаваться огласке.
Впрочем, даже несмотря на этот звоночек, я все-таки не теряю оптимизма. Мы не знаем целей и задач Фонда государственного имущества, однако, думаю, здравый смысл сегодня присутствует – то есть тренд на приватизацию. В ближайшее время он должен сохраниться. Как показывает практика, первый год любая власть пытается скрывать свое истинное лицо и намерения, борьба за деньги начнется чуть позже.
Для переноса приватизации на конец года действительно есть объективные причины. Нужно найти реально заинтересованное лицо – потенциального инвестора. Потенциальный инвестор должен подтвердить намерения о покупке завода, в частности – озвучить свои условия. Далее они выносятся на обсуждение либо объявляется конкурс (аукцион). Сколько времени на это понадобится? Думаю, лучше говорить и расчитывать на среднесрочную перспективу. Это примерно год – два.
При этом надо всем отдавать отчёт, что приватизация ОПЗ обречена на провал без внятного процесса реструктуризации долгов. Не дожидаясь решения ФГИ в этом вопросе, правление ОПЗ инициировало процессы реструктуризации и в целом обсуждение перспектив дальнейшей деятельности. Общее собрание учредителей назначено на 28 апреля.
Последний год действительно был удачным для ОПЗ. Удалось не только стабилизировать работу завода, но и решить проблемы с долгами по оплате труда и повышению уровня заработной платы. На предприятие вернулись люди, ранее уволившиеся из-за его простоя. Мы рассчитываемся с текущими операционными долгами. Да, пока не можем рассчитаться с большими кредиторами, как Ostchem, однако даже перед НАК «Нафтогаз Украины» частично долги закрываются.
Как бы там ни было, выход у ОПЗ один – приватизация. Только частный собственник закончит все дрязги. У нас мало времени, пока власть начнет уничтожать сама себя и осознает, что она не «моноулей», а множество «пчелиных семей». Вскоре эти «пчелы» полетят в разные стороны и будут отстаивать свои интересы. Как я говорил выше, у нас есть шанс провести приватизацию ОПЗ в среднесрочной перспективе. Потом снова сильно рискуем покатиться по наклонной.