Украинский химпром переживает удар за ударом
После двух месяцев простоя заводав 2017 году предприятие постепенно начало выходить из крутого пике. ОПЗзаработал по компромиссной давальческой схеме с группой компаний «ЭРУ». На ихгазе (60 млн кубометров в месяц) мы будем производить аммиак и карбамид дляпродажи давальцем на внутреннем и внешнем рынках.
Легче ли сейчас другимпредставителям индустрии? Могу однозначно ответить – нет, и это касается какотечественных предприятий, так и зарубежных. Взять хотя бы рынок США: по итогамфевраля акции крупнейшего техасского поставщика CVR Partners проселина 21,7% после известий о том, что компания впервые в истории понеслаоперационные потери. Результаты CF Industries и Terra Nitrogen– не менее удручающие: -14,2% и -13% соответственно. CF, владеющая 75% в Terra Nitrogen, сообщила о $277 млнубытка.
С одной стороны, инвесторампрекрасно известно, что рынок удобрений – циклический, и «депрессивная» частьцикла подойдет к концу уже во второй половине 2017 – начале 2018 года. С другой,западные производители уже дают понять, что при первом удобном случае снованаводнят рынок избыточной продукцией и снова вгонят индустрию в порочный круг, скоторого началась нынешняя аммиачная депрессия. Ситуация тяжелая, но винить вней, по большому счету, некого – издержки производства. А что же в это времяпроисходит в Украине?
Простаивает «Ривнеазот», где, пословам членов профсоюзов, еще год назад стали задерживать до 90% зарплатырабочим. А дальше – как в стишке: не было гвоздя – лошадь захромала, только вслучае с Ровно не было газа - остановился завод, а теперь остановка очистныхпроцессов на городских канализационных стоках, которые обслуживал «Ривнеазот», грозитлокальной экологической катастрофой. (И это не единичная ситуация; зачастуюпредприятия остаются связаны муниципальными обязательствами, даже когда самииспытывают крайние трудности. Аналогичным образом, простаивание ОПЗ не снималос него необходимость поддерживать городскую инфраструктуру в Южном.)
Одновременно с «Ривнеазотом»остановился черкасский «Азот» - по той же причине. В Ostchem, котораякоординирует работу азотных предприятий, принадлежащих Group DF Дмитрия Фирташа,утверждают, что имеют достаточно запасов продукции на складах, так что ситуацияне ставит посевную под угрозу. Зато в Кабмине сочли, что под угрозой может бытьантимонопольное законодательство Украины, и 16 марта инициировалисоответствующую проверку.
В кабинетах власти, кажется, невполне отдают себе отчет в том, что отрасль переживает стагнацию. Припопустительстве чиновников у нас на глазах развивается новый неблагоприятныйсценарий, при котором отечественный химпром отдается на растерзание России. Вянварской колонке я назвал антидемпинговые пошлины в отношении российскогокарбамида поводом для оптимизма – и, похоже, сглазил: уже в феврале МКМТ ихприостановила. Напомню, что речь шла о пошлинах в размере от 4% до 31,8%. Ихможно было бы считать весомыми, если бы не одно «но» - природный газ, ценакоторого формирует себестоимость производства удобрений, в России стоит всреднем на $200 дешевле, чем в Украине. А теперь правительство убирает передроссийскими экспортерами все барьеры, мотивируя это тем, что срывается посевная– но ведь сезон пройдет в лучшем виде, если не «закручивать краны» и поставитьотечественного производителя хотя бы в равные условия с российским!
Тем более, пока в кабинетахпереживают о монополизации рынка компаниями Group DF, его с удовольствием делят ключевые российские производители, накоторых приходился 90% всего импорта. О каких суммах идет речь? По последнимданным, за прошлый год в Украину было ввезено удобрений на $822 млн, из нихазотных – 3,2 млн тонн на $216 млн, что в натуральном выражении почти на 37%больше 2015-го года. Учитывая, что львиная доля импорта производится в России, можнооценить, какие «притеснения» испытывают в нашей стране химпредприятия изсоседней.
При этом все указывает на то, чтовыпуск азотных удобрений на перенасыщенном дешевым газом российском рынке будети впредь расти. Так, один из главных адвокатов отмены украинских пошлин, компания«ЕвроХим», планирует строительство новых комплексов в Пермском крае иВолгоградской области. Низкий уровень общемирового спроса, который такбеспокоит американских химиков, не страшен россиянам, у которых через границу –страна, чей рынок минеральных удобрений достигает $1 млрд, и чьи химическиезаводы хронически простаивают.
Экономические последствиялояльного отношения наших властей к российскому производителю скоро можно будетувидеть в полном масштабе. В целом у нас категорически недооценивают отечественнуюхимическую промышленность, а в той же Финляндии она генерирует до 13% ВВП. Иесли вы думаете, что речь идет в основном о фармацевтике, то ошибаетесь: удобрениясоставляют до трети финского химического производства. В нашей стране химияспособна формировать до 8% ВВП, но если рынок будут контролировать извне, подугрозой окажется не только национальная экономика, но и продовольственнаябезопасность.
Хочется верить в лучшее – и впервую очередь, в благоразумие власть имущих. На ближайшее будущее Одесскогоприпортового завода я возлагаю скромные, но оптимистичные надежды. Еще три годаназад предприятие было стабильно убыточным, однако в 2015 году, с переходом надавальческую схему переработки, увеличило годовую выручку на 206%, до 11,19 млрдгрн, и получило чистую прибыль в размере 218 млн грн. Тогда благоразумиевсе-таки подвело наших высокопоставленных чиновников, и, прислушавшись кпопулистским манипуляциям, они ликвидировали выгодный контракт и провалилиприватизацию завода. Сейчас нам удалось восстановить работу ОПЗ, уже с новымдавальцем и на новых условиях – это промежуточный успех и для самогопредприятия, и для экономической безопасности страны в целом.