Экскурсия по воздушным замкам: чего достиг Саакашвили в экономике
Чиновник может поднять себе рейтинг, даже будучи слабым управленцем. Для этого достаточно преувеличивать имеющиеся достижения, приписывать себе чужие победы, а при их полном от сутствии – просто придумать.
Безусловно, в период президентства Саакашвили в Грузии были успехи, как и во время его губернаторства в Одесской области. Но за Михеилом Саакашвили не зря закрепилось звание популиста, и вышеперечисленные способы поднять свой престиж он использовал неоднократно. Так какие же из его действий на самом деле были управленческими успехами, а какие – лишь выдавались за реальные победы ? Давайте для начала вспомним Грузию в период после «революции роз».
«Грузинское чудо» стало результатом того, что народ поверил в личную честность нового руководства. Но это как раз попытка выдать ярлыки («они – антикоррупционеры, реформаторы») за реальные итоги деятельности. Считается, что новая власть сосредоточилась на трех ключевых аспектах: дебюрократизации, либерализации экономики и приватизации. С учетом того, на сколь ко активное участие Саакашвили впоследствии принимал в «предприватизационной подготовке» Одесского припортового завода, стоит обратить особое внимание на последний пункт.
Раз уж речь зашла о портовой отрасли, можно вспомнить эпопею с приватизацией крупнейших портов Грузии. После передачи в частные руки они меняли хозяев уже дважды, при том, что грузопоток продолжает идти на спад. Особым трагизмом отличалась продажа порта Поти, который попросту спихнули покупателю – компании APM Terminals – вместе с нерешенным кадровым вопросом. Поти было решено продать в 2004 году, но приватизация состоялась только в 2008- м. А в 20 12 году забастовки и даже голодовки пострадавших от «кадровой оптимизации» работников продолжились…
После прихода команды Саакашвили к власти звучали и обещания о строительстве новых портов. В 2009 году бизнесменом Теймуразом Карчавой был озвучен проект строительства порта вблизи Анаклии. Американские инвесторы сообщили о готовности вложить в него $2 млрд. Интересовались им и корейцы. Однако при Саакашвили, который всячески восхищался планами Карчавы, строительство так и не началось – власти просто разорвали соглашения с компанией в одностороннем порядке… Мечты о реализации столь грандиозного инвестиционного проекта остались мечтами.
Каковы были экономические успехи Грузии в целом? Их можно назвать умеренными. После изначального роста экономических показателей наступил кризис 2008-го, который страна перенесла с меньшими потерями, чем многие соседи, хотя темпы роста ВВП и упали с 12% до 2,4%. Сам Саакашвили назвал чудом тот факт, что экономика выстояла – а чудо, как известно, это невероятное стечение обстоятельств, а не чьих-то рук дело. Впрочем, чьи-то руки все же потрудились – как утверждает ряд экспертов, коллапс был предотвращен только благодаря иностранным финансовым вливаниям (в этот период Грузия получила около $4,55 млрд).
По словам доктора экономических наук Джорджа Берулавы , экономический рост был связан в основном с кредитной экспансией, поглощением избыточной ликвидности и иностранными инвести циями в отрасли, ориентированными на внутренний рынок. Профессор подчеркивает, что нужно оценивать не только количественные показатели, но и качественные, а поскольку рост не был связан с инновациями, расширением деятельности МСБ и сокращением бедности, после завершения процесса приватизации и прекращения притока капитала поддерживать его будет очень трудно. Время подтвердило слова эксперта.
Однако вернемся в Украину: Одесская область, наши дни. Риторика о « дебюрократизации -либерализации» была взята на вооружение и здесь. Но именно с приватизацией ОПЗ, к которой Саакашвили формально не имеет отношения, связан его главный провал как чиновника – хотя, возможно, Саакашвили считает эту кампанию своим личным успехом. Совместно с бывшим заместителем Главного прокурора Грузии, а ныне замом главы НАБУ Гизо Углавой, он добился снижения стартовой цены завода на $300 млн.
Ходили упорные слухи, что вся схема по обесцениванию завода реализована для покупателей из Омана. Среди обязательств, которые взяли на себя Саакашвили с Углавой, - не только опустить цену завода, но и через уголовное производство заблокировать долг (250 млн до лларов) завода перед компанией Ostchem Дмитрия Фирташа.
И сегодня не понятно, что сыграло ключевую роль: то ли глобальный обвал рынка удобрений, то ли беспредел НАБУ для выполнения обязательств перед арабами, но они отказались от покупки. Саакашвили в очередной раз не выполнил взятые на себя обязательства. Каким будет размер реальных бюджетных потерь в результате этих манипуляций, украинцы узнают уже через месяц.
Каково было положение дел в экономике Одесской области перед приходом Саакашвили? В 2014- м – еще весьма радужным: из-за того, что грузы, которые ранее шли через крымские порты, «перепали» Одессе, регион даже испытывал определенный подъем. Общеу краинский кризис затронул Одесчину только в 2015- м: сократился объем промышленного и аграрного производства, строительства, розничной торговли, не говоря уже о значительном оттоке иностранного капитала.
В том же году на Черноморском экономическом форуме приглашенные эксперты продолжали пророчить региону светлое будущее…
Удалось ли к нему приблизиться? Чтобы понять это, вспомните прощальный спич Саакашвили перед зданием морвокзала. Мы услышали все привычные тезисы о коррупции, реформах, таможне и центре админуслуг, но так и не дождались каких-либо показателей развития региона, которые дали бы представление о проделанной губернатором работе. Ну, или – исходя из его слов – о масштабах «вредительства» оппонентов…
Многие реальные заслуги на поверку оказывались, мягко говоря, раздутыми. Когда речь заходила о том, что «Саакашвили помогает развивать винодельческую отрасль», выяснялось, что имелся в виду случай одного конкретного бизнесмена. А под создаваемым грузинской командой «Советом экономического развития» подразумевался очередной центр админуслуг – только для инвесторов. Вот только самих инвесторов что-то не видно.
Понятно, что подводить реальные итоги придется уже преемникам команды Саакашвили. А пока сам «будущий бывший» губернатор умалчивает о цифрах, достаточно взглянуть на данные Главного областного управления статистики. Состояние экономики можно оптимистично назвать стабильным, но правильнее будет воспользоваться термином упомянутого профессора Берулавы – это «устойчивость на низком уровне», которая стала следствием отсутствия инвестиций в передовые сферы. Эксперт добавляет, что никакие усилия по либерализации (в случае Саакашвили – никакие «единые окна» для бизнеса) не в силах перевести это в «устойчивость на высоком уровне».
А ситуация с ОПЗ, продать который подешевле так стремился Саакашвили, подтверждает слова грузинского депутата Георгия Жоржолиани, заявившего на днях, что тот нанес Украине больше вреда, чем Грузии. О каком повышении инвестиционной привлекательности можно говорить, если губернатор целенаправленно рисовал для серьезного международного бизнеса картинку проблемного актива? Какие авантюристы купят предприятие за бесценок, остается лишь гадать.
Что ж. Дали порулить, теперь придется выруливать…