Нужна ли Украине адаптации иммигрантов? Опыт ЕС подскажет
В последнее время наблюдается тенденция увеличения процесса иммиграции населения из развивающихся стран в развитые государства. Во многом это связано с увеличением безработицы, резкого падения уровня жизни и другими последствиями мирового финансово-экономического кризиса, которые затронули большинство стран «третьего мира».
По моему мнению, наиболее отчётливо данная тенденция проявляется в демографической ситуации сложившейся в ЕС. Согласно Евростату, около 31,4 млн. иммигрантов имеют ПМЖ либо гражданство в странах ЕС, что составляет 6,3% от его общего населения (501 млн. чел.).
Хотелось бы обратить внимание на соотношение иммигрантов с общей численностью ряда стран ЕС, которые считаются среди них наиболее популярными. К примеру, в Австрии из 8,3 млн. чел. общего населения иммигранты составляют 4,9 %, в Италии из 61 млн. чел. – 8,5 %, в Финляндии из 5 млн. чел. – 8,7%, в Нидерландах из 16,5 млн. чел. – 11,1 %, во Франции из 65 млн. чел. – 8 %, в Германии из 81,8 млн. чел. – 3 %, в Великобритании из 62,2 млн. чел. - 7,8 %, соответственно.
Притягательность стран ЕС для выходцев из стран Азии и Африки, бывшей Югославии, а также «молодых» членов ЕС (прежде всего из Румынии) связана, прежде всего, с либеральным миграционным режимом большинства европейских стран, отсутствие стратегии на ассимиляцию приезжих как последствия смены ПМЖ. Кроме того, заинтересованы в мигрантах в своё время были и сами страны ЕС, где наблюдался дефицит в рабочей силе в ряде отраслей экономики непопулярных среди собственных граждан. К примеру, до 60 % работников горнорудной промышленности, строительства, сферы транспорта, мелкой и розничной торговли представлены иммигрантами либо их потомками.
Однако не следует забывать и об обратном эффекте от возрастающего количества иммигрантов в ЕС. Дело в том, что проблема их адаптации стоит как никогда остро и представляет один из аспектов внутреннего кризиса Евросоюза.
Поэтому возникает ряд вопросов. Что именно стало причиной не контролируемой иммиграции в страны ЕС? Почему, казалось бы, консервативные общества европейских стран не смогли «переварить» сравнительно небольшое количество иностранцев в общей численности «коренного» населения?
По моему мнению, на данные вопросы можно дать один ответ. Причина всех проблем в неэффективности политики мультикультурализма. Считавшаяся наиболее эффективной в адаптации иммигрантов к европейскому укладу жизни, политика мультикультурализма не принесла ожидаемых результатов. Попытки «приобщить» иммигрантов к сосуществованию с европейцами осуществлялись путём обеспечения их культурного самовыражения и участия в жизни государства, устранения социально-культурных барьеров. В странах ЕС иммигрантам предоставлялись льготные условия на рынке труда. Например, в Испании трудовые иммигранты могут продлевать рабочую визу и искать новые рабочие места до истечения контракта. Во Франции, Испании существуют законы дающие иммигрантам право воссоединения с семьёй с последующим трудоустройством родственников после проживания в стране от 1-3 лет. Кроме того, иммигрантам разрешалось использовать родной язык, демонстрировать элементы этнической культуры и религии в обществе. К примеру, в той же Испании мусульмане имеют право иметь выходной в дни религиозных событий вместо испанских национальных праздников. Для безработных и многодетных иммигрантов выделяются пособия в 500-800 евро. Более того, политика мультикультурализма предусматривает мягкое отношение к нелегальным иммигрантам. Это связано с действием в Италии, Испании и даже Польше процедуры «легализации» нелегалов в определённый период.
На мой взгляд, политика мультикультурализма делала ставку на т. н. «вседозволенности мигрантов» как попытки их быстрой «адаптации» к жизни в ЕС. По сути, правительства стран ЕС просто закрывали глаза на несоблюдение традиционных устоев европейского общества, на незнание и нежелание изучать иммигрантами государственного языка и законодательства. Льготы и пособия привели к потребительскому отношению к государству, к структурной безработице среди мигрантов. По данным Евростата, в марте 2012 г. безработица в странах ЕС достигла рекордного показателя в 10,9%. Также иммигранты создают конкуренцию на рынке труда. К примеру, в Италии трудовые иммигранты из Румынии занимают 35 % рабочих мест. Схожая ситуация наблюдается в Австрии, Нидерландах и Финляндии, где они занимают 20-25 % рынка труда. Кроме того, крупные диаспоры, различающихся по цвету кожи, религии и обычаям отрицают европейский образ жизни. Они стали оплотом для нелегалов, преступников, исламских экстремистов. Кварталы мигрантов превратились в пункты распространения наркотиков, подделки документов и денег. Например, после увеличения численности румынских иммигрантов в 2008-2012 гг., в Италии преступность выросла в 1,5 – 2 раза. Периодически иммигранты устраивают погромы инфраструктуры в случае конфликтов с местными властями, простыми жителями. Примерами могут служить погромы зданий, автомобилей в Великобритании и Швеции в июле 2011 г., во Франции в ноябре 2005 г., в Италии в апреле 2011 г. По моему мнению, на примере ситуации в ЕС можно говорить о крахе мультикультурализма как средства адаптации мигрантов. Показательным является и то, что главы европейских государств – премьер-министр Великобритании Д. Кемерон, канцлер Германии А. Меркель заявляют о неэффективности мультикультурализма и необходимости поиска адекватного средства адаптации мигрантов, сокращения иммиграции в ЕС.
Однако, существует ли угроза со стороны иммигрантов в Украине? Есть ли необходимость их адаптации в украинском обществе?Как ни странно, но в Украине существует схожая проблема. Это связано с тенденцией увеличения оттока украинцев за рубеж и притока на их места граждан других государств. Согласно МВФ, около 7 млн. граждан Украины (15% населения) уехали работать за рубеж. В тоже время, по информации МОМ, МБ, в Украине на 2011 г. насчитывалось 5,25 млн. иммигрантов (11,6% населения). Негативные проявления данной тенденции уже на лицо. Во-первых, увеличилась нелегальная иммиграция в Украину. По данным МВД, в Украине находится до 55 тыс. нелегалов. В 2011 г. из Украины было выдворено более 13 тыс. чел., а в марте 2012 г. выявлено 779 нарушений миграционного законодательства. Во-вторых, наблюдается криминализация иммигрантов. В марте 2012 г. в Крыму у гражданина Узбекистана было изъято 24 тротиловых шашки и экстремистская литература, а перестрелка милиции с бандой гражданина РФ Дикаева в Одессе вызвала общественный резонанс. Более того, в 2011 г. выявлено 14 фактов незаконного трудоустройства мигрантов. В-третьих, ежегодно из экономики Украины иммигранты пересылают и вывозят 40-45 млрд. грн. Также иммигранты создают излишнюю конкуренцию в сфере мелкой и розничной торговли, т. к. они контролируют до 45% данной сферы экономики Украины.
Соответственно, проблема увеличения иммиграции является достаточно серьёзным вызовом и для Украины. Именно поэтому выработка политики адаптации мигрантов, более жёсткой, чем мультикультурализм, является первостепенной задачей. Более того, от характера подхода к миграционной политике будет зависеть дальнейшая демографическая ситуация, состояние социальной стабильности в Украине.