А любят ли нас в Европе? На заметку мигрантам из Украины
В последнее время в мире наблюдается увеличение тенденции миграционных процессов. Особенно массовой стала миграция граждан из развивающихся стран, государств постсоветского пространства в западном направлении, а именно в ЕС. Согласно данным Евростата, в странах ЕС проживает около 31,4 млн. мигрантов, что составляет 6,3% от общего населения Евросоюза (501 млн. чел.). Подобный рост миграции, во многом обусловлен последствиями мирового финансово-экономического кризиса, безработицей, желанием получить европейское образование и сделать карьеру на Западе, либерализацией миграционного режима стран ЕС, неудачной политикой мультикультурализма и распространённым желанием поиска лучшей жизни и более благоприятных возможностей для самореализации, что также характерно и для граждан Украины.
Однако, возникает вопрос, о реакции граждан европейского происхождения на увеличение мигрантов в их обществе. Определённым срезом общественного мнения ЕС, является исследование и статистика учёных З. Розенбергера и Г. Зеебера. По их результатам, самая негативная реакция по отношению к мигрантам была выявлена среди жителей Австрии, Италии, Финляндии и Нидерландов.
Соответственно, на примере указанных стран, рассмотрим насколько объективно мнение европейских граждан. Согласно информации госкомстатов, мигранты представляют крупный сегмент общества. На пример в Австрии, из общего населения страны (8,3 млн. чел.), около 1,2 млн. чел. составляют мигранты из Турции, стран бывшей Югославии, которые составляют 4,9 % от населения, а к 2051 г. до 18 %, – по прогнозам Австрийской академии наук. Схожая ситуация и в Италии, где среди 61 млн. чел. 4,2 млн. чел. (8,5 %) являются приезжими. Только выходцев из Румынии насчитывается до 1 млн. чел., когда представители Африки и Азии составляют 22,3% и 15,8%, бывшей Югославии и ЦВЕ 53,5%. Много мигрантов в Финляндии (8,7% из 5 млн. чел. населения), Нидерландах (11,1 % из 16,5 млн. чел. населения). В Нидерландах основные группы мигрантов из Индонезии (12,7%), Турции (11,5%), Марокко (10,1%). Таким образом, достаточно крупные диаспоры, различающихся по цвету кожи, религии и обычаям создают анклавы, не принимающие европейский образ жизни. Это, несмотря на декларирование мультикультурализма, приводит к конфликту цивилизаций, о чём свидетельствуют печальные примеры погрома Лондона летом 2011 г., «дело Брейвика». Малые народы Европы – австрийцы, финны, голландцы видят в мигрантах угрозу потери собственной идентичности, ценностей и уклада жизни. Кроме того, мигранты создают конкуренцию на рынке труда. Особенно данная проблема стоит остро в Италии, где выходцы из Румынии, за более низкую зарплату, вытесняют итальянских граждан из сферы строительства, горнорудной промышленности, а также с/х и занимают 35 % рабочих мест. Схожая конкуренция в Австрии, Нидерландах и Финляндии, где мигранты занимают 20-25 % рынка труда. Кроме того, зачастую кварталы мигрантов становятся пунктами распространения наркотиков, подделки документов, денег. Также высока доля преступности среди мигрантов. Со времён увеличения численности румынских мигрантов в 2008-2012 гг., в Италии преступность выросла в 1,5 – 2 раза. Нарушения правопорядка происходят в Австрии, Финляндии, Нидерландах, где мигранты-исламисты выходят на намаз и молитву прямо на проезжие части, мешая транспортному движению. Периодически устраиваются погромы частной либо государственной собственности в случае конфликтов с местными властями, простыми жителями. Это ещё раз подтверждает негативное отношение к мигрантам в Европе. Самым печальным является тенденция создания стереотипов о неадекватности абсолютно всех приезжих, в связи с чем объектами недовольства местных жителей могут стать и вполне добропорядочные мигранты, а иногда и туристы, в том числе и украинцы.
Исходя из всех вышеперечисленных объективных и субъективных факторов неприязни к мигрантам в обществах стран ЕС, гражданам Украины следует задуматься касательно целесообразности миграции не только в рассмотренные страны, но и в целом в ЕС. Тем более, что в некоторых странах, отличающихся негативным отношением к мигрантам, диаспоры украинцев являются достаточно многочисленными (в Италии 200 тыс. чел.). Таким образом, наши граждане могут столкнуться с неуважением и неприязнью со стороны европейских обывателей, для которых мигранты все на одно лицо, в лице которых они видят потенциальных конкурентов и правонарушителей.
Поэтому, перед тем как ехать за границу за поисками лучшей жизни следует подумать, – А нужны ли мы там?