Кто заплатит компенсацию за гибель украинского моряка?
На судне Nestor , принадлежащем греческой компании « La skaridis Shipping », под Либерийским флагом , при загадочных обстоятельствах погиб украинский моряк. Инцидент случился 13 августа. Тело украинского моряка было обнаружено в душевой кабине его каюты. Несчастные случаи с летальным исходом нередко происходят на судах. Однако данный прецедент имеет особую криминогенную специфику.
Об этом говорит то, что 60% тела украинца были покрыты ссадинами и порезами , а на шее были заметны три отчетливо видных следа, предположительно оставшихся после удушения душевым шлангом.
Что же случилось с украинским моряком на борту данного судна? И чьих рук это дело? Ведь на теле соотечественника остались я вные следы борьбы, которые могли быть нанес ены только другим или другими моряками, которые были в этот момент на судне.
Хотелось бы подчеркнуть важную деталь , что все члены экипажа, включая капитана, являются гражданами Украины. По их словам, на судне не наблюдалось каких-либо конфликтных ситуаций с участием погибшего. Все достаточно хорошо о нём отзывались. Однако, детальных комментариев о случившемся инциденте, за исключением нескольких человек, никто не предоставил. Более того, создалось и продолжает создаваться впечатление, что многие члены экипажа рассказывают историю как под копирку кем-то написанной сверху, давая понять о возможном суициде или просто несчастном случае.
Теперь, само собой разумеется, возникает потребность в проведении обстоятельного расследования деталей случившегося. Вот только почему-то никто из компетентных лиц с этим не спешит. До сих пор не существует единого мнения о том, кто должен проводить расследование обстоятельств гибели украинского моряка. Украина – чей гражданин погиб. Греция – на чьём судне случилось преступление. Либо Либерия – под чьим флагом ходит судно. При этом, уже целый месяц поиска и наказания виновного в гибели единственного сына не может добиться мать погибшего украинского моряка. Женщина обращалась не только в Севастопольскую прокуратуру, но и писала письма в адрес МИД, Администрации Президента Украины с просьбой провести расследование и найти виновного в смерти сына. Однако кроме заявления о том, что обстоятельства гибели её сына были нестандартными, мать погибшего ничего не получила. Молчит и греческая фирма-работодатель. Хотя, в соответствии с контрактом о найме погибшего украинского моряка, предполагается выплата компенсации, в связи с несчастным случаем, повлекшим смерть. И, учитывая обстоятельства дела, сумма компенсации может быть куда больше той, что прописана в контракте.
Дабы добиться выплаты компенсации матери погибшего и разобраться в деталях случившегося инцидента, я выступил в качестве представителя пострадавшей стороны и занялся расследованием данного дела в частном порядке. В первую очередь, необходимо было подтвердить реальные причины летального исхода украинского моряка. Известно, что после инцидента, тело украинца было помещено в один из моргов Иордании, где была проведена медицинская экспертиза. К сожалению, все наши подозрения касательно смерти Максима Паукова и предполагаемая версия убийства подтвердились документально. Согласно документам, которые пришли вместе с телом убитого, причиной смерти стало (цитата) : сбой работы сердца в связи со сбоем работы дыхательной системы. Немного напоминает поломку машины или механизма. Иными словами, удушение, что говорит о том, что он умер явно не своей смертью.
Возникает главный вопрос. Будут ли наказаны виновные лица в совершении преступления? Как было сказано выше, на судне работал украинский экипаж. Значит можно смело предположить, что убийца находился среди 17 остальных украинских моряков. Возникает другой вопрос. В рамках какого законодательства необходимо проводить расследование. Практически весь экипаж был трудоустроен через украинскую крюинговую компанию. Кроме того, как упоминалось, судовладельцем являлась греческая компания. Флаг судна – либерийский. То есть в момент совершения преступления на судне действовало законодательство страны флага – Либерии. Однако, несмотря на это, по непонятным для нас причинам, либерийские власти отказалась проводить какие-либо следственные действия и участвовать в расследовании убийства украинского моряка, хотя преступление было совершено на их территории и проведение расследования есть их непосредственной и прямой обязанностью. Утверждать о том, что расследование должно проводиться компетентными властями Греции не совсем верно. Несмотря на то, что работодатель наших моряков зарегистрирован в Греции, на судне, в соответствии с нормами международного права, действует законодательство страны флага. Перспектива проведения расследования в Украине, как показывает практика и мой опыт, также весьма туманна. И это несмотря на то, что украинский моряк погиб от рук своего коллеги-соотечественника.
Как показывает практика, в случае, когда уголовное преступление совершается далеко за пределами Украины, отечественные правоохранительные органы неохотно берутся за такие дела. Они находят любой повод отказаться от ведения подобных дел, ссылаясь на невозможность провести следственные действия на территории иного государства и т.д. И по логике правоохранительных органов получается, что даже если семья погибшего украинского моряка будет знать имя убийцы, который также будет являться украинцем, перспектива привлечь виновного к уголовной ответственности на территории Украины проблематична.
Но верна ли логика правоохранителей и возможно ли изменить систему, устоявшуюся годами? Уверен что логичный ответ на поверхности. Любое более или менее развитое государство, член международного сообщества, обладает всем арсеналом защиты своих граждан, которое может проводиться и в рамках международно-правового сотрудничества правоохранительных органов, и в рамках дипломатических каналов, и методами прописанными в двусторонних договорах о взаимной правовой помощи между государствами. Другой вопрос: хочет ли государство Украина этим заниматься? То есть спасать своих граждан, попавших в беду заграницей или защищать их и интересы их семей? Как видим из практики: увы, нет.
А теперь коснемся реалистичности перспектив получения денежной компенсации семьей погибшего моряка от компании-работодателя в конкретном вышеописанном случае.
На мой взгляд, возможны два варианта развития сценария. Вопрос выплаты компенсации можно решить мирным путём, на основе достижения компромисса на определенной сумме между семьёй погибшего моряка , греческой компанией-работодателем и P & I Клубом (страховой компанией) . В данном случае, компенсация «за смерть» выплачивается компанией-работодателем добровольно, принимая во внимание обстоятельства гибели украинского моряка, и оформляется документом R & R – Receipt and Release.
Однако, если же греческая компания-работодатель предпочтёт мирному решению вопроса судебный процесс, то добиться выплаты положенной компенсации можно в судебном порядке на территории Греции, Либерии или в стране возможного ареста судна. Право родственников погибшего украинского моряка подать иск в суд на компанию-судовладельца никто не отменял. Поэтому помимо помощи в установлении правды я буду добиваться выплаты справедливой денежной компенсации семье погибшего моряка работодателем либо страховой компанией.