В СМИ писали о физическом ущербе нескольких украинцев в результате железнодорожной аварии в Польше. Наши соотечественники добирались до места трудоустройства в пассажирском поезде. Другой поезд мчался в противоположном направлении, по той же колее. Последовал сильнейший толчок. Вместо двух локомотивов груда корёженного железа и перевёрнутые вагоны. Благо, что украинские мигранты были в середине состава. Для нескольких десятков других пассажиров данная поездка завершилась летальным исходом. Инцидент вызвал широкий общественный резонанс. На форумах до сих пор ищут виновных. Компетентные лица ограничились констатацией факта. «Причины аварии до сих пор не ясны». А вот состояние здоровья соотечественников было неутешительным. У одного украинского гражданина сотрясение мозга. У другой украинки открытый перелом ключицы. У остальных – многочисленные переломы рёбер. Лечение и последующая медицинская реабилитация обходятся в приличную сумму.

Но кому платить компенсацию за физический ущерб в подобных случаях? Сложно найти виновных в данном прецеденте. Ведь аварии на железнодорожном транспорте крайне непредсказуемы. Однако в нашем случае обстоятельства трагедии неоднозначны. Два поезда никак не могли оказаться на одной колее. Это не автотранспорт, где в той или иной мере виновником столкновений является шофёр. А здесь скорей всего неисправность железнодорожных путей. А именно стрелочного перевода, который обеспечивает переход состава с одной колеи на другую. Видимо автоматизированная система дала сбой и направила один состав на встречу другому. Случай исключительный, но вполне предсказуемый. Существует правило проведения регулярных планово-прогнозируемых проверок состояния, а главное исправности железнодорожных путей. Это позволяет предотвращать подобные аварии. На участке путей, где произошло столкновение, данным правилом явно пренебрегали. К тому же, на месте столкновения двух составов и вовсе проводились ремонтные работы железнодорожного полотна. В любом случае, жизнь пассажиров подвергалась риску. Ведь на время ремонта на одном участке, можно было пустить сообщения на другом. Не было сделано даже уведомления о ремонтных работах. Не безответственны в случившемся некоторые польские железнодорожники, ответственные за состояние полотна на своём участке.

Но на каких основаниях пострадавшие украинцы могут получить компенсацию за физический ущерб? В частности от государственной железнодорожной службы, где работали ответственные железнодорожники.

Не думайте, что ситуация патовая. Специальные правовые нормы содержит законодательство ЕС, нормы которого обязательны для государств-членов, в том числе и Польши. Согласно Положению № 371/2007 Европарламента и Совета ЕС, в случае смерти либо физического ущерба пассажира железнодорожного транспорта, компания-перевозчик обязана, в течение 15 дней с момента установления его личности, выплатить компенсацию. Даже если отсутствует вина компании-перевозчика, то она всё равно содействует пассажиру в отстаивании права на компенсацию от третьих сторон. При этом в тексте Положения не упоминается, что пассажир должен иметь непосредственно гражданство страны ЕС. Данный документ регулирует пассажирские перевозки в пределах ЕС железнодорожными компаниями, зарегистрированными в странах-членах. С одной стороны, Положение гласит о том, что компания перевозчик снимает с себя ответственность за выплату компенсации пострадавшему пассажиру, если виновником аварии является третья сторона. В нашем случае это работники государственной железнодорожной службы. С другой стороны, что мешает украинцам требовать компенсацию, если перевозчик и виновная сторона одно юридическое лицо? Пассажирский состав, в котором ехали украинцы, принадлежал государственной компании-перевозчику.

Польское законодательство достаточно либерально в вопросе возмещения ущерба. Согласно Гражданскому кодексу Польши, право на подачу иска в суд с целью возмещения ущерба имеет любое пострадавшее физическое лицо. А право на компенсацию имеет любой пострадавший, который сможет найти основания для доказательства вины другой стороны.

Это совсем другая задача, требующая больших усилий и терпения. Непросто аргументировать ответственность виновной стороны в зарубежном суде. Однако это не есть поводом к отказу отстаивать свои права. Сложно не значит невозможно. Тем более если ответственное юридическое лицо находится в собственности государства. Любое уклонение польской стороны от надлежащего расследования обстоятельств трагедии и обеспечения прозрачного судебного процесса, отражается на имидже в рамках ЕС. Хотя бы потому, что конкретные основания для ответственности польских железнодорожников содержат положения законодательства ЕС. А что касается эффективного содействия и консультаций, то это задача компетентных специалистов.

Положение № 371/2007 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELE X:32007R1371:en:NOT