"Сафари" на украинского гражданина
В одном из информационных ресурсов писали о гибели украинца в Подмосковье. На сей раз причиной смерти соотечественника была не травма на производстве, не ДТП и тем более не несчастный случай. Украинцы погибают и от рук стражей правопорядка. Гражданин Украины со своим товарищем ехали по шоссе на автомобиле. На одном из перекрёстков они преградили путь джипу, в котором оказались трое российских полицейских. То ли от задетого самолюбия, то ли от желания «позабавиться», российские стражи правопорядка решили самостоятельно «восстановить справедливость» не при исполнении служебных полномочий. Догнали автомобиль, вытащили украинца и россиянина. Избили до полусмерти и скрылись. Вот только последствия для нашего соотечественника стали неутешительными. Ушиб головного мозга и летальный исход в больнице спустя некоторое время. Как результат – семья с малолетними детьми и матерью пенсионеркой осталась без кормильца. Интересно отношение местных правоохранительных органов к выяснению обстоятельств инцидента. На идентификацию личности виновных полицейских ушло больше двух месяцев. Видимо, компетентные лица не удосужились проверить базы данных Демографического реестра, где размещены личные данные всех сотрудников полиции, как и других российских граждан имеющих биометрические паспорта. Либо не изъявляли подобного желания, чтобы «дело убитого украинца» затерялось. Но даже после затягивания процесса, компетентные лица заявили о необходимости проведения «проверки», прежде чем начать судебное разбирательство. Ну а в прессе касательно данного инцидента стали мелькать следующие фразы – «Внедорожник полицейских имел преимущественное право движения».
Проведение регулярных проверок сотрудников оперативных отделов МВД – дело благое. Есть ли только в этом необходимость. Обстоятельства и мотив говорят об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью украинца со стороны российских полицейских, которые повлекли за собой смерть. Так гласят соответствующие положения российского Уголовного Кодекса предполагающие пятнадцатилетний срок заключения. Не говоря об украинском законодательстве. Но как обычно бывает, отбеливание провинившихся стражей правопорядка, своими же коллегами – лучший выход из подобных щекотливых положений. Да и доказать их вину и добиться компенсации за потерю кормильца в российском суде весьма непросто простой украинской семье.
Но это не значит, что провинившихся представителей правоохранительных органов невозможно привести к соответствующей ответственности. И тем более добиться положенной компенсации. Для этого существуют нормы европейского права. В соответствие с ними компенсация полагается лицам, которые находились на иждивении погибших в результате преступлений. Но не всё так просто в нашем случае. Большинство необходимых документов не ратифицированы ни в Украине, ни в России. Это усложняет поиск оснований для возмещения физического ущерба либо смерти наших граждан в прецедентах, подобных убийству украинца.
Однако, существует Европейская конвенция о выдаче, ратифицированная как Украиной, так и Россией. В соответствие с её положениями государство может требовать выдачу преступников, которые являются гражданами другого государства, на территории которого было совершено преступление. Естественно в данной конвенции не отрицается право государства не выдавать своего гражданина. Однако в данном случае, конвенция обязывает государство принять все меры к свершению правосудия. Данное положение может использоваться для ускорения проведения судебного разбирательства над виновными полицейскими в России. Намного выгоднее выплатить компенсацию семье убитого украинца, нежели доводить дело до передачи виновных полицейских для судебного разбирательства в Украине, в соответствие с нормами отечественного законодательства.
Тем более, основания для выплаты компенсации в случае смерти предусматривает Резолюция Совета Европы 75(7). В частности, размер и сумма компенсации для семьи погибшего определяется в соответствие с национальным законодательством. Согласно законодательству Украины, незаконные действия со стороны оперативно-розыскных органов подлежат возмещению даже после смерти пострадавшего. В данном случае компенсация должна возмещать потерю кормильца.
«Сафари» на гражданина Украины, с последующей попыткой отбеливания виновных полицейских, не удалось. Зато основания для привлечения к ответственности виновных стражей правопорядка имеются.