Нужно ли вводить военное положение на Донбассе? Не сдает ли Порошенкопозиции Украины? Насколько правильны его действия? Эти вопросы заставляют обществовскипать яростными спорами. А между тем, получить ответ на эти вопросы не такуж сложно – достаточно обратиться к мировому опыту борьбы с партизанским движением.

А он дает ясный и четкий ответ. Еще в 1934-м году Чарльз Гвин,чьи советы в книге «Imperial policing» многократно доказали свою эффективность вборьбе с партизанскими и сепаратистскими движениями в разных странах мира, называетчетыре фактора, обеспечивающие победу правительства:

1. Гражданская власть в регионе должна сохранять доминированиенад военной.

2. Военная сила должна применяться в минимально необходимыхразмерах.

3. Все контрпартизанские действия должны быть быстрыми ирешительными.

4. Гражданские и военные власти должны тесно сотрудничать.

Почему эффективен именно такой алгоритм? Ответ на этот вопросстановится понятен, если вспомнить главный принцип борьбы с незаконными вооружённымиформированиями. А он заключается в следующем.

Один из главных гуру партизанской войны, Мао Цзедун,сравнивал партизан с рыбой, а население – с морем. «Партизан – это рыба, население– это море, в котором он плавает», -- писал Мао. Если уничтожить рыбу, но оставитьморе – поддержку и симпатии населения, -- то рано или поздно там заведется новаярыба. Поэтому единственный надежный и эффективный способ борьбы с партизанами –осушить море, то есть лишить незаконные вооруженные формирования поддержкинаселения.

Иначе говоря, главным, стратегическим объектом воздействия правительствав контрпартизанской войне являются не незаконные вооруженные формирования, аумы и сердца населения района партизанской войны.

Военные операции при этом играют роль срочного кровоостанавливающегосредства, но если ограничиться только им, инфекция останется и рана неизбежно закровоточитвновь. Чтобы этого не случилось, необходимо укрепление иммунитета. Так чтоуничтожение незаконных вооруженных формирований – это первоочередная, но неосновная задача. Приоритетом остается завоевание лояльности населения. Именнопоэтому, к примеру, контрпартизанская стратегия США предписывает обязательное проведениеопераций по двум направлениям: «military campaign» и «heart-and-mind campaign»-- «военная кампания» и «кампания по завоеванию умов и сердец», причемпоследней отдается приоритет.

А как свидетельствует мировой опыт, введение военногоположения не способствует росту лояльности населения, а совсем наоборот. Такимобразом, даже если оно и даст позитивный эффект в краткосрочном периоде, тозаложит большое количество новых проблем на будущее и в конечном счете усилит сепаратистскиенастроения и движения. А в масштабах государства всегда важно мыслить стратегически. 

По той же причине перед началом военных действий обязательнообъявляют перемирие, которое позволяет местному мирному населению покинутьопасную зону. Такие действия проводят, чтобы избежать лишних жертв. А жертвыслучаются по той простой причине, что в горячке боя правительственным войскамтяжело отличить мирного жителя от террориста – сейчас он вроде как мирныйжитель, а через секунду у него в руке автомат, поэтому в конечном счетеинстинкт самосохранения заставляет военнослужащих стрелять во все, чтодвижется. Именно поэтому перемирие – это шанс избежать этих ненужных массовых жертв.

Если мы проанализируем действия Порошенко, то увидим, чтоони в точности соответствуют этим рекомендациям, разработанным специалистами наоснове анализа контрпартизанских войн за два минувшие столетия. А это значит,что звучащие в его адрес обвинения в слабости и сдаче позиций не имеют под собойоснования. Наоборот, системность и технологичность действий Президента внушают оптимизм.

Правда, у Президента сегодня есть иная проблема – объяснять правильностьего действий широким массам должен не я в свободное от работы время, а его пиарщики,для которых это основная задача. Потому что непонимание рождает недоверие. А недовериеубивает рейтинг.

Но это уже совсем другая история