Метаморфозы фондового рынка: а регулятор нынче кто?
23.11.2011 года Президент Украины своим Указом № 1063/2011 создал новый регулятор фондового рынка – Национальную комиссию по ценным бумагам и фондового рынка (НКЦБФР). Все бы было хорошо, но согласно утвержденного этим же указом Положения о НКЦБФР, она является самостоятельным юридическим лицом.
Изсотрудников нового регулятора, на сегодня есть только Глава, назначенный надолжность Указом Президента Украины № 1064/2011.
Втот же день Указом № 1061/2011 Президент Украины решил ликвидироватьГосударственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР)
Названиеоргана, который регулирует рынок ценных бумаг – НКЦБФР, предусмотрено ЗакономУкраины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украиныотносительно национальных комиссий, которые осуществляют государственнуюрегуляцию естественных монополий, в сфере связи и информатизации, рынков ценныхбумаг и финансовых услуг» (далее – Закон) от 07.07.2011 года (вступил в силу07.08.2011 года).
ОднакоЗакон не предусматривал ликвидации или реорганизации действующих регуляторов.Цитирую: «Предусмотренное данным Законом переименование национальных комиссий,которые осуществляют государственную регуляцию естественных монополий, в сфересвязи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг не являетсяреорганизацией национальных комиссий и не имеет следствием освобождения издолжностей председателей и членов таких национальных комиссий. Считать национальныекомиссии, которые осуществляют государственную регуляцию естественныхмонополий, в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовыхуслуг, переименованными из даты издания соответствующего указа ПрезидентаУкраины».
Тоесть, если бы Президент просто переименовал Государственную комиссию по ценнымбумагам и фондовому ринку (ГКЦБФР) в НКЦБФР, вопросов бы не было.
Однакополучилось следующее.
ПрезидентУкраины создал уникальную ситуацию, когда начиная с 07.08.2011 года и до созданияНКЦБФР, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляетсяорганом, который не имеет на это права, а именно – ГКЦБФР.
Тоесть, Закон внес изменения во все другие Законы, назвал регулятором НКЦБФР,которая должна была стать правопреемником ГКЦБФР, а ГКЦБФР думая, что ее просто переименуют,продолжала действовать.
ОднакоПрезидент решил, что смена вывески – это примитивно, нужна замена органа иформально поставил вне закона все действия ГКЦБФР, начиная с 07.08.2011 года.
Еслилегитимность действий ГКЦБФР с 07.08.2011 года по 23.11.2011 года еще можнообсуждать. То с 23.11.2011 года подобная дискуссия просто не целесообразна.