Вы знаете, что сегодня 73% мировой одежды  оказывается на свалке? В США эта цифра ежегодно составляет 84 %. При этом на нашей планете лишь 15% одежды аккумулируется для повторной переработки и меньше 1% используется для повторного производства одежды.

Поэтому производство текстиля ведет к  негативным климатическим изменениям так же, как использование пластика, промышленные отходы, токсичные выбросы в атмосферу и т д.

 На текущий момент 1.7 миллионов людей в 176 000 компаний занято в индустрии моды. Ее годовой оборот составляет 181 миллиард евро. По прогнозу к 2030 году рейтинг сбора по мировому текстильному производству  утроится и составит 4 миллиарда евро мировой экономики.

Но если индустрия не найдет каким образом собирать и повторно использовать текстильные волокна, то цена вопроса обойдется уже в 80 миллиардов евро. Именно столько нам понадобится, чтобы переработать промышленные отходы после производства тканей.

Потому с марта 2019 текстильная индустрия  (готовая продукция и производство тканей) выбрана одним из 8 приоритетов Европейской Комиссии (Генеральная Дирекция по Защите окружающей среды) по выработке политики циркулярной экономики. Простыми словами: линейная экономика производит и продает. А циркулярная предполагает замкнутый круг – все что производится, потом перерабатывается без вреда для экологии. Кстати, в Советском Союзе тоже были элементы циркулярной экономики – в это время производили стеклянную тару, которую потом можно было сдать. Бутылки заново использовали в производстве, тем самым минимизируя вредное воздействие на экологию. 

Проблема эко-производства и эко-моды поднималась и на Copenhagen Fashion Summit. Здесь крупнейшие бренды и производители (на Саммите было более 300 компаний из 87 стран мира) обсуждали, как можно повлиять на ситуацию.

Например, Ева Круз, основатель и идейный двигатель Copenhagen Fashion Summit считает, что коллаборации + активные действия – это ключ к успеху. Климат изменяется каждый день. Мы не можем ждать и должны принять участие в инновациях и развитии циркулярной экономики.

CPHFS19 DAY 1_Eva Kruse 218.JPG

В свою очередь, Франсуа-Анри Пино CEO Kering отметил, что устойчивое развитие и циркулярная экономика – это постоянная командная игра. Условно говоря: «Хочешь идти близко – иди сам, хочешь идти далеко – идите вместе». Какая наша ответственность перед природой и Планетой? Давайте проживем нашу жизнь с пользой.

CPHFS19 DAY 1_Francois-Henri Pinault 196.JPG

Что советуют лидеры фешн индустрии:

- Уменьшить свое негативное влияние на природу.

- Присоединиться к принятому на Саммите Манифесту (устойчивого развития фешен индустрии).

- Прекратить слепую игру. Не нужно делать вид, что ничего не происходит с климатом.

Циркулярность – это устойчивое развитие экономики

В Манифесте сказано, что переход к циркулярной экономике потребует новых инструментов, которые объединят частные и общественные инициативы, инвестиции в технологические инновации, стимулирование спроса и развитие новых бизнес моделей.

Постепенное регулирование  покажет области, где индустрия не справится сама, и нужны будут инновации.

- Необходимо определить роли и обязанности всех участников производственной цепи, инструменты государственно-частного партнерства.

- Циркулярность должна получить четкое определение для достижения защиты климата и ресурсов.

- Циркулярность  –  это не только об отходах и переработке, это еще и о лучшем дизайне и материалах.

- Определить слабые места в цепи производства, где понадобится помощь и инвестиции извне.

- Дискуссия о том, как достичь циркулярной экономики должна включать в себя как членов ЕС, так и другие организации в цепи экспорт-импорт.

- Цель  –  вовлечь в идею циркулярной экономики потребителя и сделать его приверженцем идеи устойчивого развития в своих потребительских предпочтениях.    

Выводы: текущие политические инструменты сделаны для решения задач линейной экономики и могут не подходить для циркулярного развития. Поэтому новые правила нужны, чтобы покрыть потребности всех предприятий от МСБ до крупных компаний. А коллаборация фешн брендов, ритейлеров и поставщиков с производителями могут стать катализатором введения циркулярности в цепочку производства.

Экономическая жизнеспособность каждого участника цепочки производства должна быть реальной для успеха циркулярной экономики. И вся эта активность должна резонировать клиенту.

Кстати, сегодня 35% мировых фешн-брендов уже проинвестировали в устойчивое развитие экономики. Скажем, в компании Everlane идут по пути радикальной открытости. И показывают потребителю реальные составляющие стоимости товара: сколько стоят материалы, производство, транспорт, налоги, софт – и в итоге весь готовый продукт. В то время как традиционный ритейл умножает цену себестоимости в 5-6 раз, в Everlane умножают затратную цену лишь в 2-3 раза. Плюс компания взяла на себя обязательство убрать пластик из своей производственной цепочки. Маркетинговая ли это фишка или забота о природе, но у компании множество клиентов. И их число продолжает расти.

Приятно, что в Украине тоже есть правильные компании.

Николай Сыченко, управляющий партнер фабрики «Леся» рассказал, что в их производстве брюк используется в основном чистый коттон высокого качества (97-98%). На фабрике проводят термическую обработку и промышленную стирку изделий после пошива, чтобы они приобрели необходимую эластичность и мягкость. Такой продукт более износостойкий. Также обязательно закладывается определенный процент на ткань, чтобы не было усадки после домашней стирки, и покупатель мог носить брюки не один год.

От себя добавлю: каждому производителю важно помнить, что прибыльность  сегодня – не единственный  признак успешности компании. И так теперь будет всегда.