Газета как социальная привычка
Действительно, после кризиса 2008 года очень большое количество печатных газет и журналов прекратили свое существование. Давайте вспомним «Галицкие контракты», «Профиль», «Инвестгазету», «Столичные новости», «Газету по-киевски», «Спорт Экспресс», «Рабочую газету», из недавних - «Сегодня» и «Зеркало недели». Те, кто еще остался, перешли на более редкую периодичность, сократили тиражи и заметно «похудели».
Любой рынок переживает этапы зарождения, роста, зрелости и упадка. Так можно сказать, что из категорий «ТВ», «Интернет», «Радио» и «Печатная пресса», две первых находятся в стадии зрелости, а две последних – в стадии упадка. Причины этому, прежде всего, экономические – с развитием диджитализации рекламные бюджеты уходят в интернет, а печать и доставка периодики по всей стране остается недешевой.
Нельзя сказать, что такие трансформации – сугубо украинское явление. В США после 2008 года точно также не вся периодика прошла испытание диджитализацией. На плаву c сокращенными тиражами остались такие авторитеты как Washington Post, New York Times и Wall Street Journal, но вместе с тем ушли в онлайн Washington Post Express, The Christian Science Monitor, Newsweek, U.S.News & World Report и др. На середину 2008 года в штатах насчитывалось 1.422 ежедневных газеты и 6.253 еженедельника. До конца года по стране было уволено 16.000 журналистов, несколько крупных издательств прекратили свое существование, а за 2009 год в общем было закрыто около полусотни газет и почти 400 журналов, включая многомиллионники.
По данным Министерства юстиции, в 2008 году в Украине было зарегистрировано 30.000 печатных изданий, однако по факту выходило около 5000. По состоянию на первое полугодие 2019 года их осталось 3.143. Часть из них – коммунальные - закрылись в рамках «медийной реформы» 2016 года.
Переход в онлайн для них остается таким же испытанием, ведь рынок интернет-СМИ уже достаточно перегружен и слабо контролируем. К тому же за читателя борются не только информационные сайты, а и блогеры, которые все стремительнее занимают нишу СМИ.
Скорее всего, в итоге точно останется периодика, которая несет в себе не только информационную, а и эстетическую функции – например, глянцевые журналы, которые приятно держать в руках. Ведь с появлением электронных книг также пророчили бумажным изданием забвение, тем не менее, книжный рынок развивается, поскольку достаточно много людей, привыкших к тактильному ощущению страниц. С появлением кино ожидали ухода в историю театральных постановок, но театры и сейчас чрезвычайно популярны, потому что можно почувствовать живую энергетику актеров.
Печатная газета – это социальная привычка. И она до сих пор побеждает там, куда не добрался интернет. На бортах самолетов часто есть подборки газет и журналов, чтобы пассажиру было чем заняться, пока в облаках нет интернета. В селах, где до сих пор не везде есть wi-fi, особенно у старшего поколения, а привычка взять в руки газету осталась с молодости.
Для полной смены социальных привычек должна пройти смена поколений – конечно, если мы говорим о естественных процессах. Чтобы рынок печатной прессы окончательно умер, должны пройти десятилетия, а пока газеты и журналы, уступая интернету новостным форматом, оставляют за собой преимущество своей аналитичностью. В силу ограниченного количества знаков, печатные тексты остаются более сконцентрированными по сути, а периодика воспринимается как строгий документ с «силой печатного слова».