Органическая еда по-новому: что украинцы заметят, но не почувствуют
Согласно новому закону, для маркировки продуктов питания производители больше не смогут на свое усмотрение использовать слова "органик", "био", "эко", а также производные от них на любых языках.
Вместо этого им придется получать единый знак органического продукта.
Выдавать такой знак станут специальные органы сертификации, аккредитованные в Национальном агентстве по аккредитации.
Для полей с однолетними растениями и пастбищ срок сертификации составит от 24 месяцев, с многолетними растениями - от 36 месяцев.
Фермам по выращиванию крупного рогатого скота и лошадей потребуется проходить проверку в течение 12 месяцев, а тем, кто выращивает коз, свиней нужно будет потратить 6 месяцев.
Наконец, подтвердить органичность птичьего мяса можно будет за 10 недель, а яиц – за 6.
По большому счету, принятые изменения закономерны и соответствуют глобальной практике. Уже сегодня немалая часть украинцев имеет четкий запрос на органическую еду.
При этом, в большинстве случаев, нам остается только верить производителю на слово. А он, в свою очередь, волен назвать свою продукцию экологически чистой даже в том случае, если в ней присутствуют буквально все возможные вредные вещества, и содержаться они на уровне 99,99% от допустимой нормы.
Во всем мире стандарты определения органических продуктов отличаются. Но в целом это еда, которая не является генно-модифицированной и при выращивании которой не использовались какие-либо ненатуральные удобрения.
Даже с вредителями, если вы растите органическую еду, нужно бороться вручную. Как результат, производство таких продуктов питания обычно обходится фермерам в несколько раз дороже, чем выращивание традиционных культур.
Например, не-ГМО растения зачастую намного больше подвержены негативному влиянию непогоды, вредителей, а также дают более скромный урожай на единицу площади.
Значит, отказываясь от выращивания обычных культур в пользу органических, фермер вынужден закладывать в цену последних стоимость больших усилий и недополученную выгоду.
И тогда вполне справедливо, что аграрии, которые на все 100% придерживаются правил органического сельского хозяйства, смогут это подтвердить.
Дальше они не будут испытывать конкуренцию со стороны тех, кто лишь выдает обычные продукты под видом "эко", тем самым сбивая цену до уровня, невыгодного для честных производителей.
Но есть и другой аспект. Уже многие годы Украина стабильно входит в ТОП-30 стран по выращиванию органических продуктов питания.
При этом мы имеем очень посредственный внутренний рынок органической еды. Большая часть отечественной продукции уходит на экспорт.
То есть, по сути, в нашей стране и сегодня есть подтверждённая экологически чистая еда. Она и так максимально стандартизирована, а производители давно получили общепризнанные европейские или американские сертификаты.
При этом органическая еда практически не попадает в магазины и на столы украинцев. В основном это происходит из-за ее высокой цены и, к сожалению, низкой покупательской способности людей.
Возьмем, например, какую-нибудь среднюю немецкую семью из большого города, где муж и жена получают 6 тысяч евро нетто на двоих. Порядка 10-15% средств они тратят на еду – около 600-750 евро.
На эти деньги пара примерно в 30% случаев готовит дома, еще в 50% заказывает еду, и в 20% ходит в кафе, бистро или рестораны.
Но вот одного из них повысили, а затем и второго. И сумма, которую пара получает в свое распоряжение каждый месяц, уже составляет 8 тысяч евро.
Параллельно меняются и запросы – с ростом благосостояния люди начинают все больше и больше задумываться о здоровье: чаще ходить в спортзал и, конечно, есть органическую еду.
Доля расходов на питание останется прежней – до 15% семейного бюджета, или до 1200 евро в месяц. Зато из этой суммы они смогут платить за более дорогие продукты – которые в разы дороже, чем традиционные.
Теперь выберем также достаточно успешную, по украинским меркам, семью, в которой муж и жена зарабатывают чистыми после уплаты всех налогов по 15 тысяч гривен в месяц на руки.
Даже если на еду они будут тратить 40% семейного бюджета против показателя в 10-15% у их немецких коллег, это все равно 12 тысяч гривен, или около 380 евро.
Получается, что, если у двух пар – одной из Германии, а второй из Украины, возник запрос на органическое питание, и у фермера есть выбор, чьи потребности ему удовлетворять в первую очередь, он выберет именно Германию.
Страну, где сможет получить за свои продукты намного больше денег.
Конечно, в Украине тоже есть люди, которые даже при текущей экономической конъюнктуре могут позволить себе исключительно натуральные органические продукты.
Однако если в странах Европы их от 4 до 7%, то у нас это, в лучшем случае, до одного процента. В крупных городах, а тем болеем в столице, этот показатель, несомненно, выше, но в целом по стране он находится как раз в таких рамках.
Отсюда и ситуация, когда органики, казалось бы, много, только о ней почти никто не знает. Производители не видят смысла тратить время на местный рынок, объем которого в десятки и сотни раз меньше, чем рынки не такой уж и далекой Европы и, тем более, Соединённых Штатов.
В результате на выходе мы имеем ситуацию, в которой для аграриев и животноводов особых изменений не будет – те, кто работает с органической едой, уже давно имеют все нужные сертификаты и нацелены на глобальный рынок.
Для новых игроков, которые бы решились тратить месяцы и годы, а также десятки, а то и сотни тысяч гривен, чтобы вывести свою продукцию в органический сегмент, рынок больше всего ограничен именно платежеспособностью украинцев.
Значит, если они все-таки захотят производить органику, более строгие условия маркировок их не отпугнут, потому что будут далеко не главным фактором, влияющим на принятие решения.
Зато с полок магазинов наконец исчезнет некачественный продукт, ведь производители будут вынуждены отвечать за свои маркировки и подтверждать их.
А люди перестанут переплачивать за ничего не значащие рекламные приставки, использование которых для большинства компания является всего лишь банальной уловкой.