Аналитики из Sanford C. Bernstein & Co выпустили доклад, в котором говорится о том, что цена на нефть в обозримом будущем может превысить $150 за баррель.

Чем это чревато для мировой экономики в целом, и каким образом столь дорогое черное золото скажется на Украине и других развивающихся странах?

Недавно фирма Sanford C. Bernstein & Co презентовала доклад, в котором предсказывает, что стоимость сырой нефти может вырасти до $150 за баррель. Такой прогноз сразу же разлетелся по самым рейтинговым западным СМИ и стал одной из главным тем для обсуждений и полемики.

Что же позволило аналитикам сделать такой прогноз? По их мнению, к потенциально дорогой нефти ведут сразу несколько факторов. Во-первых, с 2000-х годов почти на треть уменьшились извлекаемые запасы черного золота. Кроме того, в силу ряда причин, меньше средств тратилось компаниями на модернизацию оборудования, разработку новых месторождений или технологий добычи. Отдельно также стоит отметить куда-большую консолидацию в последнее время среди стран ОПЕК в вопросах ценообразования. И, наконец, до сих пор мало кому понятен курс внешней политики Дональда Трампа, особенно ее торговый вектор, что тоже оказывает свое влияние на мировые рынки в целом и на рынок нефти в частности.

Нефть – это товар, спрос на который пока, фактически, неэластичен относительно цены. У нефти, по состоянию на сегодня, по сути, все еще нет заменителей, которые возможно было бы моментально использовать вместо нее. Да, можно долго рассуждать об альтернативной энергетике, но масштабный переход на возобновляемые источники – это вопрос не то, что не одного года, а скорее пока даже не одного десятилетия.  Вот почему для нефти в краткосрочном промежутке времени цена не настолько сильно влияет на спрос. Скорее напротив - растущий спрос может очень быстро поднять цену. Например, когда на рынке образуется дефицит черного золота, то, очевидно, какая-то компания или страна должна стать его жертвой – не получить необходимых ей объемов энергетического ресурса. Вот только для любой компании или государства не купить нефть – это значит в буквальном смысле остановиться.

Відключити

Хотя, конечно, даже тут есть небольшие исключения. Но они, скорее, подтверждают наличие общего правила. В США если цена на бензин поднимается выше определенной психологической отметки, своей для каждого штата, люди начинают отказываться от части передвижений на авто, снижая этим самым спрос на нефтепродукты. Также автомобилисты могут переходить с нефти на другие источники энергии, такие, как газ. Или вообще пересесть на электрокары, что мы и наблюдаем сейчас во многих странах.

Однако объёмы экономии от уменьшения количества автомобильных передвижений далеко не всегда могут сократить пропасть между предложением и спросом. Переход на газ – временно выгодная мера. Чем больше людей сделает так же, тем больше станет расти стоимость данного вида топлива, пока не уровняется с ценой бензина из дорогой нефти. Электрокары – хорошая альтернатива, но, опять-таки, это вопрос времени. Более того, сейчас спрос на электрокары и так превышает предложение – вспомните очередь на модель Tesla Model 3, желающие приобрести которую еще не один год будут ждать своих машин.

Что касается глобальных трендов спроса, то сегодня, несмотря ни на что, количество потребляемой в мире нефти растет. Главные драйверы – это азиатские развивающиеся страны, среди которых можно особенно выделить Китай и Индию. В Китае к 2025 году около 900 млн человек станут городскими жителями – это порядка 70% населения страны. Значит увеличится потребление пластика, топлива для автомобилей и самолетов. Не говоря уже в целом о росте промышленного производства, для которого нужны нефть и природный газ.

Но к чему приведет дорогая нефть и как скажется на жизни рядовых граждан?

Во-первых, следствием увеличения цены до 150 долларов за баррель станет замедление роста мировой экономики. Дорогие ресурсы, которые сами по себе не являются конечными продуктами, заставят многие фирмы сокращать затраты. Как результат, их работники будут получать меньше, а товары стоить дороже.

Відключити

Во-вторых, основной удар примут развивающиеся государства и страны с переходной экономикой. В эту группу входит также и Украина. Дорогая нефть повлияет на потребительские цены. Увеличатся темпы инфляции. Для США, Европы или Японии — это будет нейтрально – они и так хотят поднимать инфляцию, чтобы разогнать экономику. Но экономика будет тормозиться дорогими энергоресурсами. В итоге, фактически, эти государства мало что выиграют, но и не пострадают – отыграют два разнонаправленных тренда. Что касается Украины, то для нас рост инфляции – это не желаемый показатель, так как при уровне в 15-20% годовых он будет очень серьезно давить на экономику. Доказательства этому можно увидеть в ретроспективе последних нескольких лет.

Тем не менее, мы все-таки можем избежать данных рисков или хотя бы сократить их. Для начала, пора наконец заняться масштабной энергетической модернизацией жилого фонда и производств. На сегодня мы являемся одной из наименее эффективных экономик мира по производству ВВП на единицу затраченной энергии. Значит, модернизация нам просто необходима, так как позволит Украине серьезно сократить зависимость от импорта энергии.

Дальше стоит сделать упор на добыче собственного газа, чтобы вообще ликвидировать главную статью, на которую из страны ежегодно уходят десятки миллиардов долларов.

Также нужно доносить до людей мысли, что если сегодня они пригоняют из Польши евробляху которой 15 лет, и которая потребляет 17 литров 95-го бензина на каждые 100 километров, то уже скоро ее содержание при пробеге в 15 тысяч километров в год будет стоить в 2-3 раза больше, чем использование новой малолитражки. И таким образом вся ‘’экономия’’ не будет, к сожалению, иметь смысл.

Відключити

Параллельно с этим нельзя забывать об альтернативных источниках энергии. Переработка мусора, древесные пеллеты и другие технологии смогут внести свой вклад в снижение зависимости Украины от глобальной конъюнктуры энергетического рынка.

Значит уменьшится степень негативного влияния дорогой нефти на экономику, и, вероятно, мы будем среди тех стран, которые в меньшей степени пострадают от потенциального роста цен на нефть. Дальше у нас будет возможность не падать, пока остальная мировая экономика начнет стагнацию и движение по наклонной. В противном же случае, если не заниматься увеличением энергетической независимости и ростом энергоэффективности, то мы рискуем упасть со всеми – только быстрее большинства других стран, потому что за последние годы и так растеряли почти весь запас прочности, который некогда имели.