По данным последних исследований, презентованных Киевскиммеждународным институтом социологии, в Украине около 12% людей являютсябедными. В прошлом году представитель ООН в Украине Нил Уокер говорил о другойцифре – по его словам, больше 60% наших сограждан живут за чертой бедности.Откуда может взяться такая разница, и к какой прослойке относятся другие 40-88%украинцев, если в нашей стране так и не создан средний класс?

В мире есть несколько общепринятых стандартов определениябедности. Первый предлагает ООН. Это показатель в $5/день на одного человека.Если зарабатываешь меньше, это и есть бедность. Еще один используется Мировымбанком и составляет около $1,9 по паритету покупательской способности. Крометого, в разных странах применяются собственные индикаторы. Некоторые страныпросто находят определенную цифру, для расчета которой берут потребительскуюкорзину из товаров и услуг. Именно к такой группе относимся и мы.

Сегодня в Украине прожиточный минимум составляет 1700 гривенв месяц. Основа расчета – таблица минимального набора продуктов питания, одежды,услуг и предметов быта, которая определена постановлением Кабмина.

Да, полный список, прописанный в этом постановлении, кому-томожет показаться смешным. Но важно понимать, что очень часто человек, живущийна прожиточный минимум, не может себе позволить даже этого! Более того, всевходящие в данный список товары приводятся по минимальной возможной стоимости,тогда как во всем мире для этого используют средние значения.

Вообще, в определении украинского порога бедности заложенаочень странная методология. Из-за несложных манипуляция его можно какнеоправданно раздуть перед очередными выборами, так и годами не поднимать, покареальная покупательская способность денег падает в разы.

По статистике, в Украине 12% людей считают себя бедными. Атех, кто живут на более скромную сумму, чем прожиточной минимум, и того меньше–  около 6-8%. Значит ли это, что в целомв нашей стране все хорошо с бедностью?

Не совсем. И основной вопрос как раз к методологииисследований. Если это опрос, который включает анкетирования и делает упор насамооценке статуса, вполне можно выйти на оптимистичные результаты. Телевизор,интернет и вообще популярная культура учат нас, что быть бедными – зазорно. Апотому даже те люди, которым с трудом хватает на еду, будут рады отнести себяедва ли не к среднему классу. Так мы получаем сносную статистику, по которой88% людей живут в плюс-минус достатке.

Методика фиксированной суммы, которую используют в ООН, даетсовсем другие результаты. И говорит, что доходы 60% украинцев не превышаютсумму в 5 долларов в день. Значит, они находятся за чертой бедности.

К сожалению, оба показателя имеют свои недочеты. Так, вслучае с опросом, мы натыкаемся на попытки отрицания низкого материального исоциального статуса среди респондентов. Тогда как статистика ООН берет в учетофициальные доходы граждан, хотя около половины нашей экономики, а может ибольше, составляет теневой сектор. А потому истину необходимо искать, каквсегда, где-то посередине.

В рамках довольной широкого коридора можно определить, чтосегодня в Украине от 20 до 30 процентов людей живут на пороге черты бедностиили за ней. Из оставшегося числа 65-75% это, по меркам потребления в ЗападнойЕвропе или США, рабочий класс. Около 4,5% является средним классом и, максимум,до 0,5% составляют богатые люди.

Конечно, такое распределение не является индикаторомздоровой экономики. И побороть бедность совсем не легко, хотя об этомпериодически и кричат политики. Как минимум, для этого нужно лет на 5-10отказаться от экономического популизма. Например, долгие годы любая власть вУкраине занимается поднятием уровня зарплат и пенсий административнымиметодами. Было 1000 гривен в месяц, а стало 2000 гривен. Вроде, рост внесколько раз и все довольны. Но даже базовые знания в экономике дают понятьнесостоятельность таких шагов.

Есть замечательная фраза о том, что государство, котороеинвестирует исключительно в рост минимальных соцстандартов, вкладывает деньги вбедность. Для борьбы с бедностью нельзя просто брать и искусственно увеличиватьдоходы людей в национальной валюте, включив для этого печатный станок. Такраскручивается маховик инфляции, который, в свою очередь, снова приводит кросту бедности. То, что нужно делать на самом деле – это повышатьпроизводительность труда, развивать экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью,привлекать инвестиции в страну, обеспечивать отечественному бизнесу доступом кдешевым и быстрым ресурсам, продолжать либерализацию внешнеэкономическойдеятельности, доводить до ума пенсионную реформу и работать, не покладая рук,повышая продуктивность экономики. Только так можно нарастить реальные доходынаселения и обеспечить фундамент для их дальнейшего увеличения.