Украинскаяэкономика — от слова "бюджет"

С начала года нас удивляла гривна.Во-первых, средневзвешенный курс так и не дошел до заложенных в госбюджет 27,2грн/доллар, хотя и демонстрирует ускорение в последние дни, превысив отметку в28 грн. Также в течение года национальная валюта не отразила обычную тенденциюк падению весной и подорожание осенью с началом продаж урожаев за границу. Всепроисходило наоборот. Но причины понятны - сегодня одним из главных фактороввлияния на валютный курс стали кредиты от наших зарубежных партнеров, преждевсего, МВФ. Тогда как бизнес процессы отошли на второй план.

В 2017 году в Украине увеличиласьминимальная заработная плата, которая составила 3200 грн, а с 1-го января 2018вырастет до 3723 грн. Также выросли многие налоговые сборы и платежи. Поэтому,например, стало невыгодно поддерживать формально зарегистрированные статусыФЛП. От чего их общее количество сократилось на 250 тыс. только за первые два споловиной месяца.

Почти целый год правительство докладывало оперевыполнении запланированных бюджетных показателей. Согласно официальнойверсии, причиной этому была эффективная фискальная политика, а такжесущественный экономический рост первых месяцев 2017 года. К сожалению, кудаболее вероятным объяснением является сеньораж и рост сборов благодаря новойминималке. Иными словами, экономику накачивали коктейлем из роста налоговогобремени на "белый" бизнес и инфляции.

Много разговоров вызвала пенсионнаяреформа, в рамках которой состоялось "осовременивание пенсий". Послереформы средняя пенсия увеличилась с 1800 до 2440 гривен в месяц. Но и инфляциясоставила отнюдь не 9%, вплотную приблизившись к 13%.

Другую серьезную экономическую тенденциюзапустила блокада Донбасса. В 2016 году многие местные предприятия, которыенаходятся в зоне АТО и на оккупированных территориях, возобновили свою работу,официально зарегистрировавшись в Украине. Сначала блокада лишила их физическойвозможности работать. Далее террористы пошли ва-банк и объявили о"национализации" основных производственных активов,зарегистрированных в Украине. Это негативно повлияло на экономику прифронтовыхрегионов. По официальной статистике, в 2017 году Луганская и Донецкая областипо многим показателям просели на 15-40% даже от не лучшего 2016 года. Чтокасается всей Украины, прогнозы роста ВВП были пересмотрены с начальных 3% до1,6%, но недавно подняты до 2,1-2,2%.

Также в действиях правительствапрослеживались определенные кейнсианские нотки. Украина пытается взять курс настроительство и развитие инфраструктуры за государственный счет. Серьезнымитемпами началось восстановление дорожной отрасли – в 2017 году Укравтодорпровел тендеров на 54 млрд грн. Поэтому, например, в бюджете 2018 года насодержание, ремонт и строительство новых дорог заложено рекордные 46,7млрд грн.

Отдельно следует отметить стабилизацию вфинансовом секторе. В 2017 году значительно снизились темпы"банкопада". За год в Украине закрылись только 9 финансовыхучреждений.

О снижении чего говорить не приходится, такэто о количестве трудовых мигрантов из Украины в Европу. Наоборот, с открытиембезвизового режима люди получили возможность ездить на собеседования ипроводить "разведку боем", чтобы дальше подаваться на рабочую визупод конкретную вакансию. Или ехать в Европу туристом и оставаться там нелегально.Например, сегодня в Польше половину трудовых мигрантов составляют украинцы. Аза январь-сентябрь 2017 року все трудовые мигранты прислали в Украину более $2млрд.

Предпринимателиправят балом

В то время, как в Украине главным творцомэкономических тенденций выступало государство, на глобальном уровнезначительное влияние имел бизнес.

С весны 2017 года наблюдался бумкриптовалют. Например, курс биткоина стабильно рос с 600 до пиковых $19,2 тыс.за штуку. В пользу этому росту пошел тот факт, что некоторые страны призналибиткоины в качестве платежного средства или финансового инструмента. Нобиткоины – это не единственная цифровая валюта. ICO, как способ привлеченияинвестиций, стал по-настоящему хайповым в 2017 году.

Почти все западные технологические гиганты,среди которых UBER, Google, Apple, Tesla, а также автоконцерны, вплотнуюзанялись рынком беспилотных транспортных средств. В ноябре Илон Маск представилпервый в мире электротягач для фуры, который убирает физическую необходимость вводителе. Другие компании также успешно проводят финальные тесты. Именнопоэтому совсем скоро на улицах многих американских и европейских городов могутпоявиться такси без водителей.

Бизнес и вся мировая общественность немалозабеспокоились проблемой развития искусственного интеллекта. К 2030 годуаналитики McKinsey предсказывают сокращение почти 800 млн рабочих мест из-зароботизации. Причем речь идет не только о простых физических действиях. Не такдавно в США нейронная сеть обогнала опытных врачей в диагностике сложных заболеваний.

А заявления Президента США Дональда Трампао грядущей эре протекционизма и иншоринга начинают приобретать вполне реальныеочертания. В ноябре Конгресс все же принял налоговые льготы для самых богатыхамериканцев. Они обойдутся бюджету как минимум в один триллион долларов. Стоитотметить, что перед этим 400 сверхбогатых граждан США выступили противфискальных послаблений. Но Администрация была непреклонна. Налоговыми скидкамиТрамп рассчитывает вернуть производства из Китая, Индии и других стран обратнов США.

Прогнозына 2018

В 2018 году в Украине, очевидно, главнымтворцом экономических трендов останется государство. И это понятно, ведьсводный госбюджет перевалил за 1,2 триллиона гривен. Что составляет почти 45%от ожидаемого национального ВВП.

В первой половине года мы должны успетьполучить по крайней мере два транша от МВФ. Поэтому серьезного обвала гривнысразу после зимних каникул можно не бояться, если только не активизируютсяспекулянты, или не случится какой-то форс-мажор, вроде неожиданного падения ценна сырьевых рынках. Но и возвращения к 26-27 гривнам за доллар ожидать нестоит.

Прирост темпов трудовой миграции можетснизиться. Но вряд ли кто-то из тех, кто уже уехал на заработки, решитвернуться в Украину. Особенно, учитывая политику определенных европейских стран(в первую очередь Польши) по стимулированию трудовой миграции и облегчениюпроцедур официального трудоустройства.

В подвешенном состоянии рискуют находитьсяприфронтовые районы, которые ожидает еще более серьезная стагнация.

Что касается глобальных трендов, то в 2018году может начаться коммерческое использование смарт-контрактов, беспилотныхавтомобилей, а также будет происходить дальнейшее развитие технологийискусственного интеллекта. Не потеряет своей актуальности криптовалюта. Хотябиткоин может отдать пальму первенства любым другим виртуальным деньгам.

Главное – не забывать, что все трендыформируем мы сами. И если какие-то перспективы нас не устраивают, только внаших силах их изменить.