Заметки адвоката №14. О коррупции
А что о ней писать, собственно? - спросите Вы. Ведь она есть и, наверное, будет еще долгие, долгие годы. К сожалению. Она проникла во всё и всех: от рядовых сотрудников до высших органов власти. Она как плесень - малозаметна, но убивает все живое; как раковая опухоль, скрытая от внешних глаз, но разрушающая нормальную жизнедеятельность здорового организма или органа. Но давайте поговорим о коррупции в близкой мне среде - судебной власти и ее элементах.
Коррупция стала на столько велика, что люди, практически никогда не сталкивающиеся с судебной системой, и заказывая у меня юр.услугу, после обсуждения гонорара все чаще задают один и тот же вопрос: «А сколько нужно будет "дать" судье, чтобы мы выиграли дело?» Сперва меня это возмущало, ведь тем самым формально ставился вопрос о моем профессионализме: я же изучал дело, взвешивал все "за" и "против", и с определенной вероятностью мог сказать, что оно будет выиграно, а мне тут: "Сколько дать?"
Но потом я быстро понял, что дело совсем не во мне, и не в профессионализме, а в том, что люди в принципе не верят в принятие любым судом законного решения. Очень печально. Ведь одним махом убивается юриспруденция как в судействе, так и в адвокатуре. И роль юриспруденции при этом скорее сводиться к приданию каким-то нужным обстоятельствам юридических рамок (форм), чем, наоборот, когда дело рассматривается на основе закона.
А теперь главное. Что делать-то? Не нужно придумывать велосипед. Прежде всего, каждому нужно начать с себя и научиться называть вещи своими именами. Если вы берете деньги на взятку, а сами ее не даете и оставляете деньги себе - это тоже коррупция, т.к. в голове у клиента вы дали взятку!! И у общества возникает уверенность в действенности только коррупционных методов решения вопросов. Если от вас требуют взятку, не нужно оправдывать человека, что у него маленькая зарплата и трое детей, - позвоните в антикоррупционный отдел. Если вы не знаете закон и при этом выигрываете дела - вы не успешный юрист, вы - успешный коррупционер. Да, это не просто. - А кому сейчас легко?