Сыр, ветчина, вино… Продукт каждого производителя – уникален. Как правило – из-за рецептуры. Многие компании держат в тайне такие рецептуры, защищают их юридически и технически. А иногда свойства продукции зависят от качества сырья, уникальности процесса изготовления, и связан с территорией происхождения. Например, гуцульская брыза имеет свои уникальные свойства благодаря тому, что изготавливается по традиции с XV века из молока овец, которых выпасают на высокогорных пастбищах – карпатских полонинах.

Названия таких продуктов охраняются уже не как торговые марки, которые закрепляются за одним производителем, а как географические указания – обозначения, которые идентифицируют товар. В частности, что он происходит из определенного географического региона и обладает свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом его происхождения. При этом хотя бы один из этапов его производства должен происходить на такой территории. 

Такими уникальными продуктами особенно богата Европа. Например, сыры Рокфор, Фета, вина Rose, Asti, Tokaji – это уже охраняемые географические указания.

Некоторые продукты настолько любимы и востребованы среди потребителей, что их, как и торговые марки известных производителей, копируют, а иногда пытаются узурпировать. Так, в СССР наряду с французским шампанским из провинции Шампань появилось «Советское шампанское». Аналогичная ситуация и с французским коньяком. А торговая марка «Пташе млечко» польского производителя преобразовалось в «Птичье молоко».

За последние годы ситуация в постсоветских странах существенно изменилась. Например, Украина, подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, взяла на себя обязательство охранять множество географических указаний ЕС. Не только для вина, сыров, а и других продуктов – оливкового масла Олимпия (Греция), киви Латина (Италия), меда Мюд вжосови з Борув Дольносльонских (Польща). Именно по этой причине сегодня в Украине не встретишь ни «Советского шампанского», ни «Украинского шампанского». Теперь они именуются как игристые вина. В то же время ЕС охраняет украинские географические указания – вина Солнечная Долина, Новый Свет.

Но в некоторых странах обратная ситуация. Например, в Российской Федерации. Так, еще в 2019 году здесь принят Закон о виноградарстве и виноделии, в котором зафиксировано, что «вино России» должно быть на 100% произведено из винограда, выращенного на ее территории. А вместе с тем «легализовано» и «российское шампанское» как «игристое вино, производимое на территории Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда методом вторичной ферментации полученного из него кюве в емкостях, являющихся упаковкой при их розничной реализации». Более того, после внесенных изменений в 2021 году, Россия потребовала от производителей оригинального шампанского писать «вино игристое» на контрэтикетке, т.е. на обратной стороне бутылки. На лицевой они могут указывать Champagne.

Конечно, реакция Франции не заставила долго ждать. И дело не в том, на какой стороне бутылки – на лицевой или обратной – должна быть этикетка или на каком языке должно быть написано слово «шампанское», а в том, что шампанское – это исключительно французское наследие и наименование. Министр сельского хозяйства Жюльен Денорманди заявил о намерении обсуждать с правительством РФ условия использования этого наименования на российском рынке. А Еврокомиссия обещает предпринять необходимые шаги для защиты прав европейских производителей. Хотя люксовый французский производитель Moët Hennessy уже согласился переименоваться в «игристое вино» для поставок в Россию.

Что может предпринять Франция, ЕС? Россия не подписывалась под обязательством охранять шампанское как географическое указание. Тем не менее, в 2017 году она присоединилась к Соглашению Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое предусматривает защиту географических указаний. Поскольку данный документ – один из пакетных в ВТО, Франция может обратиться в ВТО для разрешения этого спора.

Но ситуация чревата и тем, что в результате действий России понятие «шампанское» размывается, нивелируются его уникальные характеристики, обусловленные происхождением из региона Шампань. Одновременно открывается дорога для других посягательств. Кто следующий – коньяк, портвейн? 

Речь идет не только о культуре и традициях, а об уважении и соблюдении границ в прямом и переносном смысле. Очевидно, такая политика показывает общий вектор государства – сейчас он направлен на «копирование» и «захват» чужого. Вместо концентрации на себе и развитии себя, своей продукции.