Шопинг в новой реальности. Технологии VR и AR на службе у моды и ритейла
Пандемия меняет поведение покупателей и подталкивает бренды, особенно в мире моды, индустрии красоты, мебели и дизайна интерьеров, применять технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Многие в настоящее время разрабатывают свои виртуальные примерочные, чтобы помочь своему покупателю сделать правильный выбор как в офлайн-магазине, так и в онлайне – не выходя из дома.
Например, уже сегодня на портале Chanel вы можете «сделать» виртуальный макияж и найти свой идеальный цвет губной помады, попробовать перед покупкой тени для век и подводки для глаз. Через мобильное приложение Dior – подобрать наиболее подходящую форму очков из каталога. А потом, скажем, отправиться на шопинг в Walmart, где присмотреть новую вазу для гостинной и с помощью AR view увидеть, вписывается ли она в ваш интерьер. К слову, ABI Research оценивает емкость рынка VR и AR для ритейла в $10 млрд к 2022–2023 годам.
Вместе с тем, при внедрении подобных решений, возникает немало вопросов касательно интеллектуальной собственности. Например, что представляет собой виртуальная вещь – это компьютерная программа или изображение? Если изображение, то оно охраняется авторским правом? А главное – как защитить собственную разработку?
Помните, что всё создаваемое вами условно можно разделить на технологии и контент. VR-шлем, виртуальная примерочная, умное зеркало или кроссовки, пояс, серьги с использованием дополненной реальности – это технологии, и их можно запатентовать.
Иногда можно запатентовать техническое решение. Ближе не к аппаратной, а программной части. Например, способ обработки изображений или систему создания виртуальной одежды.
Если вы изобрели технологию, то проведите патентный поиск и проверьте, действительно ли то, что вы изобрели, является новым. Уже потом подавайте заявку на получение патента в патентное ведомство. Но не только в Украине, а и в тех странах, где находятся ваши основные пользователи. Например, США, ЕС.
Даже если не намерены сейчас выходить на американский или европейский рынок, но понимаете, что технология будет пользоваться популярностью – запатентуйте, а затем продайте патент. Или позвольте другим компаниям использовать ее по лицензии. Это один из путей коммерциализации вашей технологии.
Другая группа объектов, которые можно защитить – это объекты авторского права. Например, меня часто спрашивают, что представляет собой маска или цифровая одежда. Считаю, что это – объект авторского права. Более того, охраняется авторским правом и само изображение, и компьютерная программа. Т. е. определенный код, который и отражает маску или цифровую одежду на смартфоне. И, когда вы продаете одежду клиенту – пользователю, вы предоставляете ему лицензию на использование этой одежды.
Это накладывает на вас множество обязанностей, а пользователю дает новые права в отличие от стандартных прав потребителя. Например, когда ваш клиент становится вашим пользователем, вы получаете данные о его весе, росте, особенностях фигуры и пр. Поэтому при создании мобильного приложения с VR, подумайте о защите персональных данных.