Между "Грецией" и "Третьей мировой"
На днях народный депутат от президентского блока Сергей Каплин в эфире «Черного зеркала» призвал европейцев давать Украине больше денег и больше оружия, так как мы защищаем Европу от России, а мир, ни много ни мало стоит на пороге третьей мировой. Выступление было эмоциональным, даже слишком, но повод задуматься возник.
Для начала о деньгах, которых мы хотим от Европы, а с нею и от всего мира, включая МВФ. Деньги, конечно, нужны – каждый день войны на Донбассе обходится бюджету в 5-7 млн долларов – но есть опасность, что многие из этих средств расходуются не по назначению, а всё больше проедаются и разворовываются. И здесь на ум сразу приходит пример Греции – о которой на ток-шоу, кстати, тоже говорили, в контексте левых сил, пришедших там к власти. Разумеется, украинскому внешнему долгу еще далеко до греческого – 38 млрд долларов против 320-ти – но тот, кто владеет цифрами, поймет, что удвоение этого долга, со 160 миллиардов, произошло за очень короткий срок, и вот почему.
Оказывается, Греция элементарно жила, не думая о завтрашнем дне и в течение ряда лет с момента вступления в Евросоюз просто и со вкусом жировала за счет общих европейских денег, которые потекли в нее щедрым потоком в виде дотаций на развитие и льготных кредитов. То есть греки не парились и сделали себе самую распрекрасную социалку, устроили потребительский бум и какое-то время успешно профанировали выполнение обязательств, возникших перед Евросоюзом.
При этом две главные тамошние партии - социалисты ПАСОК и «Новая демократия» - соревнуясь друг с другом за голоса избирателей, начали интенсивно соревноваться и в раздувании государственных предприятий, компаний и учреждений, трудоустраивая в них все большее количество людей, их родственников, кумовьев, давая им постоянно надбавки – все исключительно в расчете на то, что эти обогретые семьи станут верными сторонниками и на очередных выборах отдадут за них свои голоса. Так на родине Геракла образовались новые авгиевы конюшни в виде ничего толком не делающих, ничего не производящих, но раздутых по штату госучреждений и госпредприятий – после чего сформировался целый класс упырей-госслужащих, которому довольно слабо противостоял недоразвитый и умирающий под напором европейских товаров средний класс, класс предпринимателей.
Полагаю, этой параллели достаточно, чтобы понять: даже война с Россией не является достаточно веским основанием для постоянного пожирания зарубежных денег – и не столько из-за того, что с огромным внешним долгом сложно говорить о независимости, сколько потому, что это путь к тому, чтобы гробить свое производство, свой средний класс и при этом раскармливать класс иждивенцев, прикрывающих выпрашивание денег нытьем о злобном агрессоре, поставившем мир на грань третьей мировой.
Теперь о третьей мировой, о которой также обмолвился Каплин. Вопрос требует серьезного изучения. Если говорить о мировой войне в категориях двух предыдущих подобных войн, то у России должны быть союзники. Но их нет. Ни Северная Корея со своим недоразвитым пока ядерным арсеналом, ни Иран, истощенный санкциями в ответ на его ядерную программу, даже умозрительно такими союзниками быть не могут. Дружба с Китаем вовсе не означает военно-политического союза. Значит, Россия остается один на один с целым миром. И значит, в подобной ситуации не исключено, что может прибегнуть к своему последнему козырю – ядерному оружию.
Всё очень логично, за исключением одного «но». Мир вовсе не стремится к такому противостоянию, какими бы жесткими ни были санкции против России. Мир постоянно оставляет российскому лидеру пути для отступления с сохранением лица. И мир не спешит давать Украине летальное оружие, чтобы не дразнить раненого зверя. Но самое оптимистичное это то, что концепция гарантированного взаимного уничтожения, делающая невозможной (или самоубийственной) ядерную войну в принципе, сегодня все еще работает – вопреки тому, что баланс сил за последнее время таки сместился в сторону России.
Известно, что с 2016 по 2025 годы Кремль планировал потратить порядка 540 млрд долларов на модернизацию вооружений, в том числе тактического оружия, включая ядерное. Часть этих денег была запланирована на полное обновление ракетных комплексов, готовых преодолевать ПРО. Был еще практически невидимый бомбардировщик-ракетоносец ПАК ДА, зенитная ракетная система С-500 «Прометей» для перехвата межконтинентальных баллистических снарядов и много чего еще.
Был, была, были. Ввязавшись в войну с Украиной и получив порцию дроби в виде санкций, а с ними и обвалившихся цен на нефть, Россия по сути распрощалась с грандиозными планами получить преимущество в ядерном противостоянии и начать диктовать свою волю миру. И пока украинцы на смерть стоят на Донбассе – за свою землю, прежде всего – планы эти с каждым днем все призрачней. Значит, остается надеяться на то, что Путин не совсем сумасшедший и просто так от безысходности не воспользуется ядерным чемоданчиком. И, следовательно, чтобы не наступила эта самая безысходность, нашему главному нынешнему врагу нужно оставлять поле для игры, для маневра.
В этом месте надо быть честным и озвучить не самую приятную вещь: экономическая стагнация в Украине, происходящая под давлением России, будет еще долгой. Но ядерной войны не случится, второй Грецией мы не сделаемся – потому что Запад дает нам ровно столько, сколько нужно, чтобы мы стояли на Донбассе – а кремлевский кощей, чахнущий над картой рухнувшей империи, того и гляди издохнет сам по себе – в основном от злости.