Критика правительства и коалиции со всех сторон нарастает. До сегодняшнего дня – из-за не проводимых реформ, отныне – в связи с бюджетом, который наиболее экзальтированные специалисты в области государственного строительства называют бюджетом геноцида. Для начала бюджет еще не утвердили, то есть каким он будет, еще посмотрим. Во-вторых, некоторые «новации» этого документа не устроили подавляющее большинство народных избранников. А это значит, что их скорее всего пересмотрят. Думаю также, что в ближайшее время кто-нибудь непременно осадит премьера с его слишком ретивым подходом к делу - который, как я понимаю, возник у него сразу после того, как образовался годичный иммунитет на отставку Кабмина.

Справедливости ради, стоит принять комментарий народного депутата от «Самопомощи» Олега Березюка, который заявил буквально следующее: у нас есть министры, но нет министерств, имея в виду, что профессионализм многих заместителей министров и других чиновников оставляет желать лучшего. Причем настолько, что на совещании президента, премьера и руководителей парламентских фракций по поводу бюджета в легкую нашли из ста не хватающих миллиардов гривен в проекте государственного кошториса пятьдесят. И еще пятьдесят найдут. Например, направят на другие цели пять миллиардов, запланированные на содержание центров занятости. Кто хоть раз был в этих учреждениях, отметит, что пока безработные ищут пути выживания, в центрах занятости производятся весьма приличные ремонты, а количество специалистов, активно профанирующих бурную деятельность, зашкаливает. И таких статей, поставленных в расходную часть бюджета по инерции, еще много.

Об урезании льгот сказано много, но их действительно надо урезать. Правда, не сиротам или детям воинов, воюющих на востоке, не чернобыльцам и афганцам. Но уж точно -здоровым гражданам, защищенным постоянным местом работы и регулярной зарплатой. Например, мне сложно понять, почему в общественном транспорте могут ездить бесплатно депутаты всех уровней, вплоть до депутатов местных советов, а с ними и представители силовых структур. Или подобная льгота делает более привлекательной службу в той же милиции?

Вообще, утверждение бюджета и дебаты вокруг него – это своеобразный главный спектакль года в парламенте. Во всяком случае в мирные времена. И каждый раз его утверждают с жаркими спорами и взаимными обвинениями власти и оппозиции. Так что ничего принципиально нового не происходит.

Возвращаясь же, к критикам, стоит, например, остановиться на поправках к закону о СНБО. Кто внимательно читал анализ поправок, тот поймет, что единственной существенной поправкой является переход президентских полномочий в случае невозможности исполнять оные гарантом от премьера к спикеру Рады – как, собственно, и было с марта по май этого года. Все остальное можно расценивать как спецмеры для придания большей важности Турчинову – ведь как не крути, должность секретаря Совбеза это почти всегда почетная ссылка. Увы, готовые вспыхнуть от любой искры, как охапка сухого хвороста, критики сразу же вынесли на штандарты слова депутата Шухевича, об узурпации власти, и после этого никто уже и не думал читать закон. А зачем, если уважаемый депутат сказал «государственный переворот»?

В рамках этой общественно-политической традиции - повторять обвинения, сказанные авторитетными людьми, вместо того, чтобы сформировать и отстаивать собственное мнение - хочу порекомендовать всем критикам: изучайте матчасть и не спешите с громкими заявлениями. Хороший политик – прежде всего взвешенный политик.

А вот действующей власти, которая, наконец, осознала важность контрпропаганды и решилась на создание министерства по информационной политике, думаю, не мешает запустить еженедельный телепроект, сродни тому, который был в горбачевское время, «Прожектор перестройки» - чтобы регулярно, на системной основе, доходчиво и емко докладывать обществу о шагах, нацеленных на модернизацию страны. В этом случае огульной критики враз поубавится, а вот позитива и конструктивных ожиданий станет больше – что как раз и нужно уставшей от схватки с прошлым стране.