Что нам стоит армию построить…?
Военный сбор, введенный в Украине летом 2014 года, как временный источник финансовой поддержки наших Вооруженных сил, зимой 2015 года трансформировался в постоянный сбор, с непонятными временными рамками его существования и администрирования. На момент введения, военный сбор вполне соответствовал существующим тогда заявлениям о скором завершении конфликта на Донбассе, и устанавливался до «01» января 2015 года. Но, как известно: «Нет ничего боле постоянного, чем временное». Анализ последних налоговых реформ это полностью подтверждает.
До победного конца. Наверное, каждый готов платить военный сбор даже в размерах значительно превышающих установленные, но гнетет чувство огорчения относительно законодательных оснований возникновения у нас такой обязанности. Достаточно много вопросов вызывает законность временно введенного платежа. Как известно, появление любого нового налога или сбора, связано исключительно с внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс Украины. Такая процедура четко прописана в п. 4.4 ст. 4 Налогового кодекса Украины, где говорится, что установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с этим Кодексом. Более того, если пойти далее, то в п. 7.3 ст. 7 мы увидим, что любые вопросы относительно налогообложения регулируются этим Кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины. Так, что же не так? Внесением изменений в Налоговый кодекс Украины был введен и военный сбор, но как-то исподтишка. Налоговая обязанность возникает исключительно по платежам, закрепленным ст. 9 и 10 Налогового кодекса Украины, но там военного сбора не было летом, нет и сейчас – значит, у нас нет и обязанности его платить. Военный сбор в Налоговом кодексе где-то на задворках: п. 16-1 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения».
При первом прочтении текста налоговой реформы предложенной Кабмином в качестве новогоднего подарка и проголосованной Верховной Радой под шампанское и конфеты, не сразу поймешь, что изменения коснулись и военного сбора. Виной тому уровень нормотворчества нынешней власти, сведенный к отметке «0». Ведь в подразделе 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины нет пункта с порядковым номером «161» (а в такой редакции опубликован текст Закона на сайте Голоса Украины), есть пункт 16-1, который как раз и регулирует вопросы, связанные с военным сбором. Но, наверное, тире, запятые, точки и иные знаки препинания в главных финансовых документах страны (речь о бюджете и изменениях в налоговый кодекс) для министров, депутатов и прочих слуг Народа – это мелочи…
И так, военный сбор на сегодня, с одной стороны, является временным и переходным явлением, но с другой, устанавливается на неопределенный срок. Ведь как можно определить временные рамки процесса реформирования Вооруженных сил Украины? А ведь именно к этому эпохальному событию привязывается отмена военного сбора. Для каждого здравомыслящего человека понятно, что этот процесс беспрерывный и, по сути, не имеющий конца. Реформировать ту или иную отрасль можно годами, десятилетиями. За примерами далеко ходить не нужно, можно вспомнить «Оранжевую революцию» 2004 года и громогласные заявления победителей о проевропейском векторе развития Украины и начале реформирования чуть ли не всех сфер общественных отношений. А теперь давайте посчитаем, с 2004 года прошло уже более 10 лет, «а воз и ныне там»… В связи с этим, привязывать срок действия военного сбора к срокам реформирования Вооруженных сил, это как надеяться, что тебе сегодня продадут 100 долларов в ближайшем отделении банка. В свою очередь, финальным аккордном в реформировании Вооруженных сил должно быть соответствующее решение Верховной Рады Украины. Не победа над врагом, или прекращение войны, а именно решение Верховной Рады. Такая формулировка в Налоговом кодексе рушит не только представления о сроках в налоговом праве, но и наталкивает на мысль о том, что налоговая реформа писалась на коленках, в перерывах между первой и второй. Все это означает, что военный сбор либо вечен, либо будет отменен исключительно по субъективным, не исключено политически-популистским основаниям.
Тайная смена объекта. На этом изменения военного сбора не заканчиваются. Вместе с изменением сроков, меняется и объект налогообложения таким сбором. Ранее военный сбор уплачивался с доходов в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры. Последние же изменения налогового законодательства трансформировали и эту, уже устоявшуюся норму.
Теперь, объектом обложения сбором являются доходы, определенные статьей 163 Налогового кодекса Украины. Указанная статья определяет общее понятие объекта налогообложения относительно налога на доходы физических лиц, разделяя его на объект налогообложения резидента и объект налогообложения нерезидента. Так, объектом налогообложения резидента, является: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются при их начислении; иностранные доходы – доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Объектом же налогообложения нерезидента, является: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход из источника его происхождения в Украине; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются при их начислении. Это на порядок шире предыдущего варианта. Не исключено, что ставка в 5-6 процентов дала бы меньшую нагрузку, чем такое расширение базы.
И опять же, объект меняется точно так же как и вводился военный сбор – исподтишка, с замалчиванием, и с надеждой, что не заметят. Почему то в голове мелькают аналогии с армейскими буднями. Приказ о наступлении или об отходе во время военных действий получают не все бойцы. Итог: ранение, смерть, поражение… В ситуации с военным сбором, с изменением объекта налогообложения, с увеличением фискальной нагрузки на плательщиков, мы будем свидетелями того, что, во-первых, не все плательщики будут знать о том, что такой сбор нужно платить уже по-другому, во-вторых, они попросту не смогут его рассчитать. Все это приведет к сложностям администрирования военного сбора, к увеличению затраченного времени на исчисление и отчетность по такому платежу. Указанные проблемные моменты могли быть устранены, как говорится, одним росчерком пера, если бы детально была прописана база налогообложения военным сбором.
Сбор без базы. Объект налогообложения и база абсолютно разные вещи и при наличии объекта, но без базы рассчитать налог невозможно. Вместе с этим, в Налоговом кодексе Украины четко предусмотрено, что база налогообложения и порядок ее определения должны устанавливаться Налоговым кодексом для каждого налога отдельно (п. 23.2 ст. 23 Налогового кодекса Украины). В случае с военным сбором мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда есть объект налогообложения и ставка, но отсутствует база. Что в такой ситуации должен делать плательщик? Наверное, с точки зрения контролирующих органов, исчислять сбор согласно ставке и объекта налогообложения. А как в такой ситуации смотреть на статью 25 Налогового кодекса Украины, где говорится, что ставкой налога признается размер налоговых начислений на (от) единицу (единицы) измерения базы налогообложения. То есть законодателем предельно ясно регламентировано то, что без базы налогообложения рушится весь правовой механизм отдельно взятого налога или сбора, нивелируется возможность его уплаты.
Невозможность рассчитать, сколько ты должен отдать государству в качестве военного сбора, это не единственная проблема идеологов и реализаторов его введения. Отсутствие базы налогообложения, фактически может служить основанием для отказа от уплаты такого сбора. Если отсутствует хотя бы один из элементов налогового механизма – отсутствует возможность исчисления налога или сбора, и соответственно обязанность его уплаты (п. 7.1 ст. 7 Налогового кодекса Украины). Сбор без четко определенной базы налогообложения, это как армия без солдат…
Безусловно, мы за военный сбор, но не в такой законодательной форме. Готовность отдавать средства для победы граждане Украины демонстрируют постоянно. За пару месяцев летом было собрано на армию около 40 процентов от запланированных годовых поступлений от военного сбора на 2015 год. Люди готовы и делают это независимо от наличия или отсутствия нормы закона – по велению души и совести. Обидно, что веление совести разработчиков подобных актов и их реализаторов не дотягивают по уровню профессионализма, желанию до настроения и ожидания людей, веления времени.
Николай Кучерявенко, Евгений Смычок