О реформах и новых «хрущевых»
Спикер Рады Гройсман 21 апреля сделал очередноесенсационное заявление: дескать, до конца месяца будут подготовленызаконопроекты, согласно которым начнут проводиться реформы. Возникает простойвопрос: а что с марта 2014-го года делала власть, обещавшая реформы еще наМайдане? И стоит ли верить в названные сроки и в конкретные механизмы реализацииреформ? И самое главное – кто в нынешней власти способен хоть какие-тоизменения реализовать на практике?
Больше года украинцам рассказывали о неких реформах. На этихобещаниях политики пришли к власти на Майдане, потом - на президентских выборах, далее – на парламентских.Однако реформы продолжают оставаться какой-то мифической вещью. Вродекоммунизма , при котором должны были зажить все советские граждане, согласнообещанием известного «реформатора» Хрущева.
Происходит постоянная подмена понятий. Реформами называютмногократное повышение тарифов на газ и на электроэнергию. Или всевозможныеновые налоги, которыми обложили украинцев. Или так называемый плавающий курсдоллара, который недавно «доплывал» до 40 грн, а сейчас «бултыхается» на уровне22 гривен.
Или реформы – это разговоры о том, что не будетбесплатного образования и медицины в нищей стране?
Реформы – это «замороженные» зарплаты и пенсии прибешенной инфляции?
Реформы – это идея не ремонтировать централизованно автодороги,переложив ответственность за их состояние на нищие местные бюджеты? Илигениальная идея «латать» дороги не с помощью асфальта, а бетона?
Возможно, реформаторский подход заключается в отказе выплачивать вклады Сбербанка СССР?
Или реформа – это банальное сокращение штатаГенпрокуратуры?
Или копеечные субсидии по сравнению с новымикоммунальными платежами – это реформа?
Так в чем конкретно реформы? Такое ощущение, что к властив стране пришли новые «хрущевы», с такими же безумными идеями. Все жду, когдаочередной гений из Кабмина предложит спасать страну кукурузой. А потомпообещает, что через пару лет мы перегоним Россию по производству молока имяса.
И вот выходит: прежде чем проводить реформы, необходимоисправить хотя бы то, что наворотили за последний год «профессионалы». Даже неначав проводить реформы. Страшноподумать, что будет со страной, если они эти реформы еще и начнутреализовывать.
Возможно, власть просто не знает, как проводить реформы. Тогдапускай прислушиваются к чужим идеям. К примеру, в Харькове премьер «ОппозиционногоКабмина» Колесников презентовал законопроект о создании государственного Дорожногофонда, за счет которого можно ремонтироваться дороги в стране. Подобный фондбыл бы прозрачным и понятным для украинцев. Ведь сейчас миллионыавтомобилистов, покупая бензин, платят акцизный сбор, который исчезает где-то вбюджете. А общая сумма акцизов, между прочим, измеряется миллиардами. Дороги жепо-прежнему «убитые».
Кроме этого, «Оппозиционный Кабмин» предложил еще дваинтересных закона. Первый – выплату вкладов Сбербанка СССР за счет средств отприватизации. Которые ожидаются в ближайшеевремя отнюдь не маленькие, поскольку Кабмин Яценюка собирается в этом годупродать множество госпредприятий. И большой вопрос –куда именно пойдутполученные деньги?
Второй законопроект –отменить налог на депозиты (20%).Можно, конечно, долго рассказывать, что это европейская норма. Однако Украинедалеко до Европы. В первую очередь – в плане зарплат и пенсий. И для многихпроценты с депозитов являлись немалым подспорьем для выживания. Пока государствоне решило отобрать и этот последний источник дохода.
Можно долго и нудно рассказывать о реформах, умничать о «шоковойтерапии», приглашать в Кабмин неких умных грузинов, прибалтов и американцев, носитуация в стране становится только хуже. И как бы не оказалось, что многие украинцыпланируемые реформы могут и не потянуть. Ведь кто его знает: не подразумеваетли власть под «реформами» повысить тарифы еще раз в десять или ввести налог навоздух? А потом опять пояснят это требованиями МВФ…