Кадровая чехарда  в любой организации ни к чему хорошему, как правило, не ведет, а уж в министерстве обороны фактически воюющей страны - тем более. С конца февраля, то есть всего за семь месяцев в стране сменилось три министра обороны, назначен четвертый.

Первый, Тенюх, не продержался и месяца. Запомнится своей бездеятельностью во время оккупации Крыма.

При втором - Ковале - началась антитеррористическая операция и переросла в полномасштабные боевые действия, мы теряли территории и новый министр Гелетей должен был развернуть наступление, объединить разрозненные части и соединения единым командованием. Не знаю, верил ли он в то, что действительно примет парад победы в Севастополе, как он говорил. Но все восприняли это как ни чем не подкрепленное хвастовство, которым руководителю армии уже точно заниматься не стоит.

Первые успехи в Славянске сразу же ознаменовались первым провалом - город-то освободили, вот только вся многотысячная группировка боевиков Гиркина-Стрелкова с техникой и оружием безо всяких препятствий передислоцировалась в Донецк, который для Гелетея оказался уже неприступен.

Конечно, есть устойчивое мнение, что вооруженными силами должен руководить только кадровый военный. Но с этим можно поспорить. Их было много - этих кадровых, вот только где боеспособная армия? Руководитель Генштаба - это однозначно человек армейский пользующийся авторитетом у солдат и знающий войну, как науку, но министр - совсем не обязательно. Это, в первую очередь, управленец, который должен создать все необходимые условия для того чтобы было ЧЕМ воевать, ГШ решит - КАК это делать. Укроборонпром же, в свою очередь, обеспечит производство или приобретение оружия и техники.

Гелетей, как человек не военный, по задумке должен был свежим взглядом оценить обстановку и принять кардинальные решения - закрыть вопросы по обеспечению войск, наладить координацию, выработать четкие планы действий. По его мнению, он справился, по мнению солдат и граждан - нет. Судить, конечно, легко, реально менять что-то в Минобороны - сложно, но ручное управление войсками, отсутствие у соединений понимания общей задачи не раз приводило к тяжелым последствиям, и причина самых трагических из них - тот же Иловайский котел - до сих пор разбираются следственные органы.

Эффективным менеджером Гелетей тоже себя не проявил - Минобороны не смогло даже толком освоить средства, которые перечислили им граждане, благотворители. Реляции генералов о том, что войска давно обеспечены и аптечками, и экипировкой, и средствами защиты и т.д. ничего не стоят. Я сам был и в том же Славянске и Краматорске, отвозил бронежилеты, амуницию и знаю - если бы не такое мощное волонтерское движение, операция на востоке просто бы заглохла.

Перед президентом стояла трудная задача. С одной стороны - коней на переправе не меняют, но с другой, Гелетей, как министр обороны не снискал необходимой поддержки среди солдат и граждан. Выбирать из армейских генералов трудно - к выходцам из недр Министерства обороны ни у кого просто уже нет доверия. Но, в то же время, назначать человека далекого от военной специфики сейчас тоже нежелательно. Поэтому фигура генерала Полторака выглядит довольно логично. Военный, но не из армии, а из национальной гвардии, которая находится как бы между двумя ведомствами - МО и МВД. А в операции как раз задействованы силы в основном армии и милиции.

В громких скандалах, в том числе коррупционных, Полторак не замечен. Подчиненные характеризуют его как требовательного, но адекватного руководителя, который быстро улавливает суть проблемы и не затягивает с ее решением.

Но надо понимать, что сколько бы добровольцев не стало под наши знамена, воевать без снабжения все равно не получится и обеспечивать солдат надо не один раз а постоянно. У кого хорошо налажены пути сообщения - у того больше шансы выиграть войну.

Насколько мне известно, первоочередные задачи, которые поставлены перед новым министром обороны как раз и заключаются в разработке четких логистических схем снабжения войск - от горячего питания до боеприпасов; налаживание координации и эффективного управление боевыми соединениями; обеспечение вооруженных сил современным, в том числе высокоточным оружием, в котором у нас ощущается серьезный недостаток.

И если руководители времен Януковича, рапортуя об увеличении экспорта, через схемы реализации излишнего имущества Минобороны, фактически воровали технику и оружие у государства, то сейчас все силы будут брошены на переоснащение армии - у нас просто нет другого выхода.

Конечно это серьезнейшая финансовая нагрузка. Современное высокотехнологическое оружие стоит очень дорого и, к сожалению, в текущей момент украинские предприятия оборонки не способны быстро выполнить такие заказы. Но это не значит, что не способны вообще. Наладить совместное производство возможно, получить доступ к инвестициям и современным технологиям, внедрять также наши проекты, которые давно пылятся на полках. При этом главное, чтобы импорт не стал приоритетом, да еще и по завышенным ценам через посредников.

Сейчас в сотрудничестве уже заинтересован ряд западных стран - ведь украинская армия будет перевооружаться. Причем не так как многие другие государства, просто покупая, а задействует свой оборонно-промышленный комплекс. Поэтому сейчас самое удачное время наладить эффективную производственную кооперацию с технологическими лидерами. В итоге мы получим новое современное оружие, но по значительно меньшей цене, а главное – обеспечим людей работой и получим развитие в отрасли, которая во многом отстала.

А что касается Министерства обороны - то наибольшая проблема там - это бюрократия, прикрываясь которой очень удобно проворачивать серые схемы. Не строю иллюзии - решить всё быстро не получится. Но новый министр должен дать понять негодяям, которые годами штаны протирают в кабинетах, что по-старому уже не будет. Нужно вводить новые правила игры - нацеленные на результат и реальные изменения.

Хватит ли у нового министра духа и смелости железной рукой навести порядок в армии? Не знаю. Тут, наверное, многое зависит и от политической воли руководства страны. Насколько Полторак эффективен, станет понятно довольно быстро. Но однозначно можно сказать, что будет сложно.

Тому подтверждение бунт солдат-срочников как раз в день внесения кандидатуры Полторака на пост министра обороны. Я не считаю случайным совпадением, что именно в этот день военнослужащие пошли митинговать под администрацию президента. Кто-то хотел дать четкий сигнал о том, что Полторак не может порядок даже в своем ведомстве навести куда уж там на все Минобороны замахиваться. Понятно, что не на президента это рассчитано, но - на общественность, сформировать заранее негативное мнение. Кому это выгодно? Скоро станет понятно.