За время независимости Украины было принято уйму законодательных актов, в том числе, постановлений Правительства, приказов Министерств, служб или ведомств, инструкций, положений и т.д.

По состоянию на 24 июля 2019 года официальный сайт Верховной Рады Украины показывает, что в базе данных «Законодательство Украины» значатся 235 тысяч 563 документа https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/a

Понятно, что в их числе: и подзаконные правовые акты, и регламенты, и инструкции, но они так или иначе составляют правовое поле страны. Но вдумайтесь: массив всех правил общественной жизни превышает 235 тысяч актов!!!!

В большинстве из них заложены «мины», которые позволяют злоупотреблять должностными полномочиями, получать «неучтенные» доходы и нарушать права человека. Эти мины очень красиво выписаны текстуально, но не имеют ничего общего с соответствием верховенству права.

Основной инструмент, который позволяет нарушать права человека – это попытки законодателя детально регламентировать поведение граждан, что является абсурдом и нарушением конституционного принципа «все, что не запрещено-разрешено».

Иной инструмент применен для возможности в рамках закона злоупотребления своими полномочиями. Он называется очень красиво «дискреционные» полномочия субъектов власти; это когда он может либо принять решение, либо не принять. И здесь уже не действует общепризнанный принцип деятельности власти «разрешено только то, что предусмотрено законом».

Все эти проблемы: запутанность, большой объем законов, их противоречие, искажение методов правового регулирования поведения человека и органа власти – именно они являются факторами, которые создают коррупционные возможности.

18 июля 2019 года состоялось заседание Национального совета по вопросам антикоррупционной политики под председательством Президента.

По итогам было озвучено 5 приоритетов преодоления коррупции https://www.president.gov.ua/news/ruslan-ryaboshapka-nazvav-pyat-prioritetiv-u-roboti-nacional-56525. Но, все они касались именно борьбы с последствиями, нежели с причинами. Как невозможно в организме остановить воспаление, не понимая его источника, так и невозможно преодолеть коррупцию, используя лишь «антибиотики»: методы уголовной и административной ответственности.

Думается, что основными механизмами, позволяющими убрать источник, являются:

- анализ всего правового поля;

- «инфраструктура» перемен;

- уничтожение постсоветского правопонимания.

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛЯ

Основной целью является выявление а) дублирующих друг друга законов и подзаконных актов; б) нормативных актов, которые неоправданно детально регламентируют поведение человека (учитывая, и чрезмерный формализм при реализации прав); в) актов, которые неоправданно дают право органу власти право самостоятельно делать выбор: принимать решения или нет (под предлогом «не на часі»).

Актуальным было бы начать с таможенного, налогового и административного (управленческого) законодательства.

При этом эффективным было бы привлечение общественных организаций и представителей бизнеса с целью устранения откровенно коррупционных норм закона.

Только после этого первый этап анализа можно было бы завершить определенными решениями Парламента по инициативе Президента.

В дальнейшем этот алгоритм может быть масштабирован на иные сферы правового регулирования, а итогом всей этой деятельности должна стать Национальная стратегия правотворчества и Закон «О правотворчестве».

«ИНФРАСТРУКТУРА ПЕРЕМЕН»

Уполномоченный по адаптации законодательства Украины к стандартам ЕС.

Это не принципиально должно называться именно так, но главной задачей этой институции является контроль соблюдения при правотворчестве норм и стандартов ЕС и Венецианской комиссии. В частности, четкость, понятность и соответствие принципу верховенства права. Целесообразно предоставить право обращения к Президенту с просьбой о ветировании тех или иных законов.

Офис перспектив бизнеса и человека.

Его главной задачей должна являться имплементация Рекомендации CM/Rec (2016) 3, основанную на «Руководящих принципах ООН по бизнесу и правам человека», одобренных Советом ООН по правам человека 16 июня 2011 года, и которая принята Комитетом Министров Совета Европы в 2016 году https://edoc.coe.int/en/fundamental-freedoms/7302-human-rights-and-business-recommendation-cmrec20163-of-the-committee-of-ministers-to-member-states.html?fbclid=IwAR3BoW7h0MLhnKMKSw5uc9I1XEvIMn59g4CbftJAz6YbpjoN1-vSgmrLx-I.

Отличный пример находится не так и далеко от нас – в соседней Польше, которая благодаря выполнению Рекомендации за 2 года значительно повысила свою конкурентоспособность, в том числе и в рейтинге Doing Business.

Офис правоприменения.

 Его функция является итогом работы двух первых институций: анализ практики применения закона органами власти, правоохранителями и судебной системой; наработка предложений по усовершенствованию законов. Так важным является предоставления права на обжалование актов субъектов власти и судебных решений по собственной инициативе.

Представляется, что эта триада институций сможет активно и оперативно реагировать на вызовы, которые связаны правильностью и предсказуемостью властных решений.

УНИЧТОЖЕНИЕ ПОСТСОВЕТСТКОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ

Очевидным является то, что превалирующая часть правоприменительных органов до сих пор подходит к толкованию норм права с позиции нормативистского   подхода. Который не знает понятия верховенства права, который рассматривает права человека с точки зрения того, что записано в законе, а не с точки зрения естественных прав человека.

И основная проблема состоит в том, что большинство правоприменителей, в том числе и суды, оперируя практикой Европейского суда по правам человека Европейской конвенцией, но в симбиозе с постсоветским толкованием приходят к нелогичным и абсурдным выводам.

Как пример решение суда апелляционной инстанции, который красиво обосновал ограничение права на доступ к правосудию с помощью практики ЕСПЛ http://reyestr.court.gov.ua/Review/78607141; и решение Верховного Суда, которая используя те же источники, пришел к противоположному выводу http://reyestr.court.gov.ua/Review/80980756

Главная задача-это переобучение судей правилам толкования норм права. Для этого есть эффективный механизм: привлечение к их подготовке бывших и действующий судей ЕСПЧ; отдельный экзамен по правоприменению и постоянная переподготовка.

Именно судьи должны стать тем «двигателем» смены парадигмы права, который своими актами активирует интерес правоохранителей и иных субъектов к смене правил!

Соглашусь, что этот путь очень сложный и амбитный, но не пройдя его, мы так и будем ходить по кругу в поисках коррупции, обвиняя при этом антикоррупционные органы в бездействии.