19 или 21 век?
Украина вошла в сложный период своей новейшей истории. Энергетический комплекс страны лихорадит. Газа – нет; уголь, в связи военными действиями в Донецкой и Луганской области, заканчивается, по расчетам Министерства Энергетики Украины, в сентябре 2014; атомные станции на 100% в поставках сырья зависят от России. Сейчас самое время развивать возобновляемую энергетику и реализовывать мероприятия по энергосбережению. Я это говорил многократно, но сейчас ситуация стала критической. Если Украина действительно заинтересована в достижении энергонезависимости и интеграции с Евросоюзом – нужно развивать все возможные способы получения энергии, не зависящие от ископаемых источников (солнечную, ветро-, гидро-, биоэнергетику). Сегодня это уже даже не вопрос экологии – это вопрос выживания страны.
Некоторые оппоненты развития отрасли солнечной энергетики говорят о ее якобы дороговизне (этот миф я уже развенчивал в одном из своих блогов, поэтому не буду повторяться). И они в очередной раз пытаются анализировать экономическую целесообразность для государств. В том числе и в Украине. Причем, почему-то забывают кроме громогласных ярких заявлений, показывать те самые расчеты, на которых якобы основываются их утверждения. Может потому что показать-то нечего, цифры у них «дутые»? Зеленый тариф надо рассчитывать с учетом себестоимости производства киловатт часа электроэнергии. Еще раз отмечу, что 90% расходов уже построенных солнечных электростанций, - а это амортизация, выплаты тела кредита и процентов по кредиту, снизить которые практически невозможно. Это не ТЕС, где себестоимость можно уменьшить более дешевым сырьем или модернизацией оборудования. Для новых электростанций – ситуация другая. Ни для кого не секрет что стоимость основного оборудования для строительства солнечных электростанций снижается каждый год (соответственно снижается CAPEX, который в свою очередь приводит к снижению амортизации, выплатам % по кредиту и объем кредита, который надо возвращать банку). Соответственно себестоимость производства электроэнергии солнечной электростанцией построенной в 2014 году ниже, чем себестоимость производства электричества аналогичной электростанцией построенной в 2010 году. Сразу возникает вопрос – а может Украине стоит подождать с развитием этой солнечной энергии, пока ее себестоимость не снизится окончательно, и не достигнет такого уровня, когда ее уже даже никто не будет брать во внимание? А потом начать строительство этих станций? Я могу сразу вам на этот вопрос ответить – придётся ждать не одно десятилетие. К тому времени весь цивилизованный мир будет получать большую часть своей электроэнергии из солнца, ветра, воды и биотоплива когда Украина будет в очередной раз организовывать круглые столы на высшем уровне на тему энергонезависимости и пользоваться электростанциями построенные на базе технологии 19 века.
Хотелось бы тут сказать и про крымские солнечные электростанции, меня часто спрашивают – хоть вы и не владельцы этих станций, но, может быть, знаете, какова их судьба на полуострове? Так вот, крымские станции, девелопером которых являлась наша компания, с установленной мощностью 227 МВт (те которые были подключены к сети) с начала апреля были отключены от сети без какой-либо компенсации. Некоторые солнечные парки работали в тестовом режиме в течение нескольких дней в эти 4 месяца.
Как ведущему девелоперу и оператору солнечных электростанций, нам ничего не известно относительно каких-либо тарифов для поддержки возобновляемой энергетики, которые были введены в Крыму, начиная с марта 2014 год. Относительно тарифа 3,42 рублей за киловатт-час – это та цена за импортируемую электроэнергию, которую Крымская энергосистема платит Украине за традиционный вид электроэнергии. С помощью простейших расчетов можно понять, что данная величина тарифа на сегодняшний день является недостаточной для компенсации затрат любых солнечных установок, для функционирования которых требуется гораздо более высокая компенсация.
Солнечная энергетика Украины, как впрочем, и множество других отраслей в стране, переживает непростой период. На фоне всеобщей экономии и поиска ресурсов для поднятия экономики, Правительство под давлением лоббистов традиционной энергетики инициирует ряд нормативных актов, в том числе содержащих нарушение прав инвесторов и носящих дискриминационный характер. Экономическая целесообразность данных инициатив ставится под сомнение многими участниками и экспертами отрасли (ссылка №1, ссылка №2). Данные действия ставят под угрозу функционирование отрасли ВИЭ в целом, и ведут к судебным спорам на международном уровне (ссылка №1, ссылка №2 ). Правительство якобы ищет экономию, но в результате может потерять миллиарды на судах и недополученных иностранных инвестициях.
Так с чем же в ТЭК мы перейдем к новому витку развития страны буквально через пару лет? С рудиментами постсоветского энергетического комплекса или модернизированной и реформированной системой, в том числе развитой отраслью возобновляемой энергетики? Нужно найти в себе смелость открыться новым подходам в энергетике, смотреть стратегически, с курсом на энергонезависимость и экологическую безопасность Украины, а и не мыслить постсоветским категориями отжившего ТЭК, базирующегося на ископаемых ресурсах.