Хвостатый патруль или Не благодаря, а вопреки
Чуть более года назад в чешском городке Германице я встречалась с украинскими кинологами, которые приехали в Чехию постигать мастерство обучения собак в кинологическом центре Всемирной кинологической организации. Три украинские команды – Сергей Гайдук с немецкой овчаркой Лордом, Саша Козак с Идой породы малинуа и Володя Добровольский с шоколадным лабрадором Лаки на протяжении трех месяцев (в Украине кинологов учат с перерывами не более месяца) постигали мастерство извлечения контрабанды на таможенных пунктах пропуска.
Помнится, тогда ребята восхищались тем, насколько проста и эффективна используемая в Чехии европейская методика дрессировки – с помощью кликера (специальный щелкающий брелок), а не любимой игрушки, как это принято в Украине. "На всю нашу таможню всего три собаки работают с кликерами – мы с Лордиком, а также наши коллеги из Львовской и Черновицкой таможен", – рассказывал Сергей Гайдук, главный государственный инспектор в департаменте спецподготовки и кинологического обеспечения ГФС на встрече уже в Украине осенью прошлого года.
- Так ли эффективны четвероногие друзья человека, что их аж в Чехию бесплатно отправили? - восклицали скептики в моем окружении после восторженных рассказов о том, как много умеют и насколько умны эти псы. Да, действительно, за обучение ребята не платили – стоимость занятий с чешскими кинологами оплачивало государство. Однако проживание и питание, как свое, так и собак, - личные затраты ребят.
Ну, а если говорить об эффективности, у каждого из перечисленных четырелапых – минимум по 5 успешно завершенных операция по выявлению контрабандного табака. По словам главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, благодаря эффективной подготовке кинологических команд на границе Украины выявлено более 400 кг наркотических и психотропных веществ, более 184 тыс. пачек сигарет, 358 единиц огнестрельного оружия, частей и механизмов для него, а также более 10 тыс. штук патронов. Но ведь объемы нелегально провозимых товаров в разы больше официальной статистики.
Попали под сокращение
Буквально неделю назад мы с ребятами встретились вновь.
(на фото Сергей Гайдук и Лорд)
И повод оказался очень даже приятным – на базе Департамента специализированной подготовки и кинологического обеспечения Государственной фискальной службы (ГФС) в Хмельницком заработал кинологический центр Всемирной таможенной организации. Этот статус позволяет украинским кинологам готовить кинологические команды таможенных органов стран Центральной Европы и Черноморского бассейна. Структур с таким статусом в мире всего девять – помимо Украины они есть в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Китае, в Германии, Чехии и России они уже работают, а Саудовской Аравии центр на этапе создания. Но кинологи обеспокоены тем, что кинологические подразделения в госструктурах неустанно сокращаются.
Еще в прошлом году в структуре ГФС работали 142 кинологических команды. Сегодня их осталось 108. И это, как уверяют кинологи, на треть меньше требуемого количества. «При Калетнике (Григорий Калетник – экс-глава Таможни) количество команд выросло до 300, а потом все пошло на спад», - с грустью вспоминают кинологи. Причина – все то же сокращение расходов и трансформация фискальных органов. В Чехии же работает около 40 кинологических команд. Но эта страна состоит в ЕС и на границах с европейскими странами нет жесткого пограничного и таможенного контроля.
Несмотря на неутешительную статистику, хмельницкие кинологи не отчаиваются. «Будем надеяться, что хуже не станет. Не даром же нас признали во Всемирной кинологической организации», - говорит один из специалистов центра, пожелавший остаться неназванным. С получением такого статуса центр может тренировать собак для таможни, Нацполиции, Госпогранслужбы, Пенитенциарной службы. При этом экзамен сдает не только хвостатые студенты – результат кинологической команды зависит от того, как кинолог справится с сотней тестовых вопросов и как собака отработает практические испытания по поиску того или иного предмета или вещества.
По словам замначальника управления-начальника отдела кинологического и ветеринарного обеспечения Государственной фискальной службы Александра Винограда, для обучения чаще всего используются фокстерьеры, спаниели, лабрадоры и немецкие и бельгийские овчарки. Но иногда встречаются эксклюзивные экземпляры – например, мой новый знакомый ирландский сеттер Ден, приехавший на открытие Кинологического цента ВКО в Хмельницком с Винницкой таможни. «Это единственная собака этой породы, которая нам подошла», - рассказывает Сергей Гайдук. (на фото Александр Козак и Ида)
Хвостатые таможенники сегодня могут с легкостью обнаружить закладку сигарет, наркотики, валюту, боеприпасы и оружие. Причем, вопреки расхожему мнению, наркотиками спаниелей и фокстерьеров никто не кормит – только запах и игра. Открытием для меня стало то, что собаки различают запах евро и долларов. А еще – в этом году в Хмельницком центре начали готовить псов для выявления янтаря. Вот и говорите после этого, что деньги не пахнут…
(на фото Ден с напарником)
Помогите и не мешайте
Прощаясь с ребятами, я спросила, чего им не хватает для счастья. И все как один, переглянувшись со своими питомцами, дали понять: денег. По моей информации, зарплата таможенника-кинолога колеблется в пределах 4 000 гривен. Его хвостатый партнер находится на довольствии государства – около 1 000 гривен в месяц уходит на корм для питомца (если говорить о собаке большой). За счет бюджета также покупается снаряжение – поводки, ошейники, шлеи для собак. Итого – 10-15 тыс. гривен в год. Ну и да, после восьми лет собак отправляют на пенсию с пожизненным обеспечением в том же формате. А вот в Европе собакам еще и зарплату платят – до 30% от оклада кинолога.
К слову, даже кормом обеспечивают не всех. Там же, на открытии центра, довелось познакомиться с кинологом Людмилой, которая вместе со своим подопечным – розыскным немцем Алтаем необычайных размеров работает в структуре Пенитенциарной службы.
А в целом, помимо финансовой стороны (ребята понимают, что сегодня в стране не самые легкие времена) кинологи очень хотели бы, чтобы их больше не сокращали. Тогда, возможно, и новостей о том, что из Украины массово валит контрафакт, в мировых СМИ станет меньше.
(на фото Людмила и Алтай)