Устойчивость в дизайне: от одежды до архитектуры
Каждое визуальное, либо функциональное дизайнерское решение способны изменить общество и экологию. Эти вопросы должны быть учтены еще на этапе первых набросков и проектирования, наравне с пониманием дизайнером своей ответственности.
По сути, устойчивость выражается в намерении человека, либо компании усовершенствовать общество и не навредить окружающей среде.
В разных сферах это будет работать по-разному, к примеру, в сфере моды будут первостепенно учитываться материалы, которые предпочтительно должны быть экологичными, изготовленными с использованием биотехнологий, либо из переработанного сырья. На этапе производства должно быть учтено, как будет утилизирован, либо переработан на повторное изделие или вторичное сырье конечный продукт. А второй фактор - это дизайн самого изделия - его функциональность, эргономичность, качество, износостойкость, которые будут непосредственно отвечать за срок службы вещи. Во многом, отвечает ли вещь понятию sustainable, зависит именно от универсальности дизайна во времени и качестве производства, как по мне, эти факторы будут более важны, чем просто экологичность материалов.
Часто приходится сталкиваться с тем, что бренды, переходя на устойчивость или закладывая это изначально как основную нить, уходят от главного - эстетичного внешнего вида вещи, ее функциональности и эргономичности. Поэтому всегда стоит сохранять баланс эстетики и ответственного производства.
В sustainable архитектуре стоит учитывать то, как здание соотносится с человеком. Ведь высота здания, его структура и внешний облик могут по-разному психологически воздействовать на человека, равносильно, как и функциональное и эргономичное пространство внутри дома. В архитектуре так же, как и в дизайне одежды стоит учитывать временной диапазон, и здесь речь не только о том, как долго простоит дом, но и насколько комфортным и выполняющим функции под потребности разного возраста обитающего в нем человека он будет рассчитан. При создании современного sustainable здания архитектор будет стремиться сократить потребление энергии и сделать ее автономно восполняемой (солнечные батареи, ветряные турбины), а также использовать изоляционные материалы, которые помогут сократить использование отопления.
Устойчивый дизайн должен адаптироваться под нужды своих потребителей.
Тех же принципов должен придерживаться и предметный дизайн. Основная тенденция устойчивости в предметном дизайне это функциональность, интеллектуальность и привязка к человеку - эмоционально, либо на основе интересов. Предмет должен вписаться в быт своего владельца. Также как и в одежде, популярен апсайклинг - усовершенствование или переосмысление элемента интерьера в соответствии с интересами его обладателя, чтобы предмет по-настоящему стал продолжением его внутреннего мира. Безотходное производство и использование экологичных материалов, обыгрывание «сырой» структуры материала, принятие ее в несовершенном виде, как она есть.
Какой бы экологичной не была новоприобретенная ваза, брюки либо многоразовая бутылка для воды, вопрос с перепроизводством остается открытым. Здесь на помощь приходят: апсайклинг, ресайклинг, полный или частичный отказ от работы в сток и производство в лимитированном количестве. В устойчивом развитии в целом и в дизайне в частности очень важно не впадать в крайности, поэтому давайте подходить к бизнес-решениям творчески, а к творческим - с точки зрения бизнеса и заботы об окружающей среде. А также давайте помнить, что использование, казалось бы, одних принципов может и должно иметь индивидуальный подход.