Один изключевых вопросов развития Киева и всей Украины – это безопасность ее граждан. Киевлянеи гости города должны быть уверены, что их жизни, здоровью и собственностиничто не угрожает! О каком инвестиционном климате или туристическом потенциалеможно говорить, если не обеспечить людям надежную защиту и гарантиибезопасности?

Каждый годразные международные организации проводят свои исследования, составляя рейтингсамых безопасных и комфортных для жизни городов. Вена, Цюрих, Хельсинки –завсегдатаи верхней части списка. Киев же имеет устойчивую репутацию небезопасногогорода, находясь за пределами первой сотни (а некоторые организации даже невключают его в рейтинг). К примеру, по количеству убийств (в пропорции кнаселению) столица Украины в 3,5 раз «опережает» (разумеется, в кавычках, таккак это весьма сомнительное первенство) Вену и Бухарест, в 2,8 – Берлин  и в 6 с лишним раз – Лиссабон. Хуже, чем унас, дело обстоит всего у нескольких европейских столиц – среди них Вильнюс,Москва, Таллин. 

К сожалению, 2011год лишь усилил негативные тенденции – в Киеве (да и по всей стране) наметилсярост преступности. Я привык всегда подтверждать свои слова цифрами, чтобы невыглядеть голословно, но вот проблема – насколько можно доверять официальнойстатистике МВД? Иногда то, о чем молчит милиция, гораздо важнее того, о чем онаговорит…

И всё же –если взглянуть на официальную статистику, то лучше понимаешь, почемуевропейские СМИ пугают читателей «страшилками» про Украину. За 2011 год былозарегистрировано свыше 515 тысяч преступлений, а в Киеве на 100 тысяч жителейприходится 1333 правонарушений, причем 45% преступников так и не понеслинаказания. Больше половины подобных случаев связаны с кражами, ограблениями,мошенничеством.

Такой низкийуровень наказуемости и коррумпированность судебной системы усиливает у преступниковощущение безнаказанности. Что говорить о рядовых преступлениях, которые нестановились объектами журналистских репортажей, если даже такие резонансные случаи,как дела Дмитрия Рудя, Дмитрия Кравца, Сергея Калиновского в итоге не доходилидо своего логического и справедливого завершения. Разбушевавшиеся сынкичиновников даже не осознают происходящее, как преступление. Они ничего недобивались сами и вряд ли могут ответственно относиться к жизни, собственности,здоровью других людей.

Но будемоткровенны: громкие, поражающие своей циничностью дела «мажоров», - это лишьнебольшой процент от общего количества преступлений. Скорее, это нагляднаяиллюстрация бессилия системы, неспособной заставлять нести ответственность. Этоиллюстрация того, что такое полуфеодальная безнаказанность по-украински.

Проблемабезопасности – это не всегда вопрос миллионных вложений в правоохранительнуюсистему, иногда достаточно просто осветить улицы… Хотя то, чтоправоохранительные органы нуждаются в реформировании, вряд ли у кого-товызывает сомнения. Например, в Грузии проблему решили радикально: сократилиштат милиции и благодаря этому сокращению, оставшимся существенно поднялизарплату. Разогнали главный оплот коррупции – ДПС – и вместо него ввелипостоянно патрулирующую полицию. Наказания за правонарушения ужесточились, ноглавное – удалось вернуть уважение к закону и правоохранительным органам.

Что следовалобы сделать в Украине? Рецепт очень прост – не нужно выдумывать велосипед, нужнобрать западную практику, которая так эффективно была использована в Грузии, иработать с ней. В первую очередь, необходимо провести следующие реформы:

·        сократить штат работников правоохранительныхорганов;

·        провести обновление личного составаправоохранительных органов. Необходимо набрать новых специалистов, пусть импридется с азов постигать ремесло, но мы освободимся от проблемы коррупции врядах силовых правоохранителей;

·        оставить в компетенции МВД только патрульнуюслужбу и криминальную милицию (занимающуюся расследованием уголовныхпреступлений). Для всех остальных сфер (например, для экономическихпреступлений) необходимо создать специальные правоохранительные органы (соответственно,финансовую полицию);

·        упразднить ГАИ и передать её функции патрульнойслужбе;

·        повысить зарплаты для работниковправоохранительных органов (деньги, полученные от сокращения работниковнеобходимо направить на повышение зарплат новым работникам), создатьнеобходимые условия социального и медицинского страхования, специальных льгот;

·        проводить постоянные внутренние проверки напредмет коррупционных схем в правоохранительных органах.

Список можноещё долго продолжать, но важно понять следующий момент: в Украине к правоохранительныморганам люди относятся ничуть не лучше чем к преступникам. Так происходитпотому, что народ полностью не доверяет тем, кто представляет государственнуюсистему правосудия. Население напугано вопиющими случаями беспредела. Следуетпонимать, что главный ресурс правоохранительных органов – это доверие. Еслидоверия нет, то и к правоохранителям относятся не иначе как к «силовикам»

 Следовательно, если мы решили заниматьсяреформированием Украины, если мы хотим быть европейским государством, тогда мыпросто обязаны провести «апгрейд» силовых структур. Этот «апгрейд», этообновление должно проходить не под флагом бессильной формалистики, а подзнаменем реальных перемен.