Украина – одноиз самых крупных европейских государств по населению и территории, страна согромным нереализованным экономическим потенциалом. Так почему же нас нет всписке 27 членов ЕС? Возможно, причиной тому наша внутренняя экономическаяполитика, направленная на сохранение «statusquo», а не привлечение иностранных инвестиций и интеграцию вевропейское пространство.

Рядавторитетных международных организаций ежегодно составляет различные рейтинги.Взглянув на положение Украины, мы можем объективно оценить существующуюситуацию. Приведу в пример несколько рейтингов.

ИРЧП(индекс развития человеческого потенциала), составляется в рамках программыООН. По итогам 2011 года Украина поднялась на 3 позиции и теперь занимает 76место (наш ближайший сосед «снизу» Маврикий).

Индекслегкости ведения бизнеса (программа «Doing Business», подготавливалВсемирный банк) – у нас 152 место (между Боливией иЛиберией). Наши геополитические соседи – Польша и Грузия занимают в этомрейтинге, соответственно, 62-е и 16-е места. И мы бы могли быть выше в этомрейтинге, если бы больше думали о стратегическом развитии страны.

Индексвосприятия коррупции (программа «Transparency International») – вновь 152место из 183 (делим его с Таджикистаном, находясь между Угандой иЦентрально-Африканской Республикой). Поляки в этом рейтинге занимают 41-е место, а грузины 64-е.

Возможно,поэтому вопрос о принятии Украины в ЕС в сегодняшней европейской повестке дняне значится. Эту ситуацию можно и нужно менять!

На самом делеу Украины два варианта: продолжать прозябать за пределами первой сотни мировыхрейтингов или провести модернизацию.Если политики будут ограничиваться популизмом, обещать многоразовые повышениязарплат, пенсий и прочих социальных выплат, то это лишь отдалит государство от реальноймодернизации.

Украинский народ мудр. Он прекраснопонимает мотивы таких популистских заявлений, а также их губительные последствиядля национальной экономики. Этот «бесплатный сыр» от демагогов неминуемо влечетза собой инфляцию, повышение налоговой ставки, и в результате даже «бюджетники»не чувствуют никаких улучшений. К сожалению, мы уже имели достаточный опыт таких«подарков» гражданам и экономике, в результате чего географически и ментальнонаходясь в Европе, по уровню жизни мы ближе к Маврикию…

Ключевым элементом модернизации является либерализацияэкономики, а не социально-экономический популизм. Это процесс болезненный,но необходимый. Украинским политикам нужно набраться мужества, политическойволи и перестать кормить граждан пустыми обещаниями.

В свое времямне в руки попали мемуары первого премьер-министра Сингапура – Ли Кван Ю. Государство,не имеющее практически никаких ресурсов, вынужденное импортировать их у соседей,сумело стать одним из лидеров по уровню материального благополучия граждан иабсолютным лидером по легкости ведения бизнеса. Если вдуматься, то этоуникальный пример! Так почему Украина, с гораздо более выгодными стартовымиусловиями, не может добиться того же?

Сингапурскийсекрет на самом деле прост – либерализацияэкономики, привлечение иностранных инвестиций и самодисциплина народа. Нопервоочередная задача, успешно решенная в Сингапуре, – это создание честного иэффективного правительства. Чтобысоздать честное правительство, надо подчинить его власти закона (обеспечитьпринцип равенства всех перед законом и верховенства права) и преодолетькоррупцию. По моему мнению, это очень сложная, но посильная задача. Практикамногих стран показывает, что борьба с коррупцией (то есть злоупотреблениемслужебным положением, взяточничеством) должна осуществляться в двухнаправлениях. Во-первых, по пути ужесточения санкций и возможных наказаний запреступление (чиновников), и во-вторых, по пути пересмотрения официальной зарплатычиновникам, судьям и руководителям. Зарубежный опыт показывает, чтоприобретение, например, судьями финансовой независимости позволяет сделать ихрешения более объективными и справедливыми. А независимые суды – это защита частной собственности, это уверенность идоверие граждан.

Существуетмножество теневых схем сокрытия политиками собственных доходов. Подавая налоговыедекларации, они не просто обманывают – они унижают абсурдностью своего вранья всехукраинцев. Так почему бы не сделать то, что в 60-х делалось в дальневосточныхстранах (и, в частности, в Сингапуре)? Необходимо позволить судам учитывать тообстоятельство, что обвиняемый (гос.чиновник) жил не по средствам илирасполагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы,как подтверждение того, что человек получал взятки.

Еще одинстратегический приоритет – созданиеблагоприятного инвестиционного климата. Мы должны выиграть«капиталистическое соревнование» среди всех стран региона, привлекая зарубежныеинвестиции, а не втягивать потомков в «долговую яму». Есть целый ряд успешновнедренных в других странах норм, способствующих росту экономики. Например, этои дифференцированное налогообложение (но не примитивная «прогрессивная шкала»,уводящая экономику в «теневой сектор»), и «налоговые каникулы» (освобождение отналогов или введение минимальных ставок на определенный срок, если, к примеру,предприятие изготавливает инновационную продукцию, не имеющую аналогов на рынке).Кроме того, это и упрощение процедуры открытия фирм (освобождениепредпринимателей от бюрократического бремени). Есть множество вариантов, но ихвыбор – это вопрос политической воли.

Я хотел быпривести еще один пример успешной модернизации – на этот раз из XXIвека.Это пример Грузии, и я говорю о ней и потому, что эта страна мне дорога, что вней родился и жил мой отец, и потому, что Грузия и Украина практическисинхронно начали демократизацию, но «на выходе» получили разный итог. Государство, пережившее войну и потерявшеечасть своей территории, нашло в себе силы и волю провести реформы. Как и вСингапуре, там начали с борьбы против коррупции – провели обновление аппаратачиновников, добились реального «омоложения власти», фактически заново набралиштат дорожной полиции. Наверное, анализ грузинской модернизации мог бы статьтемой для отдельной статьи – тут в двух словах и не скажешь… Но результат налицо, и в Украине следует, как минимум, должным образом изучить этот опыт.

По моему мнению, проводить модернизациюнадо было ещё вчера. Однакополитические элиты не достигли консенсуса, и реформы были фактически сорваны.Сегодня – еще можно. Завтра – будетпоздно. Очень хотелось бы верить, что грядущие выборы не поставят крест напопытках модернизировать украинскую экономику, что политики не «утопят» еесвоими популистскими утопиями. Верю в их благоразумие. Верю в мудростьукраинцев, которые способны отличить подлинные национальные интересы от пустыхобещаний.