В конце сентября я принял участие в серьезнойи интересной Международной конференции по вопросам развития публично-приватногопартнерства (ППП) в Украине, проведенном Центром ППП совместно с Киевскойгоргосадминистрацией.  

Все, что там обсуждалось, навело меня наопределенные мысли, которыми хочу поделиться.

Безусловно, нас может вдохновить опытстран, которые вместе с нами  уходили спостсоветского пространства и имеют положительный опыт в реализации проектовППП. Нет  никакого сомнения в том, что вусловиях ограниченности  бюджетнойподдержки и неэффективности государственного и муниципального управления реальныепроекты ППП могут стать локомотивом привлечения инвестиций и выведения Украины  из глубокого техногенного кризиса.

Абсолютно  понятно, что сегодня сфера ЖКХ может статьодним из первых приоритетов ППП, поскольку состояние инфраструктурытеплоснабжения, водоснабжения, мусоросжигательных заводов, видимо, невозможно модернизироватьбез привлечения инвестиций.

С другой стороны,  сопоставив последние заявления Президента, материалы прессы относительноустойчивого уровня откатной  коррупциипри распределении бюджетных средств (назовем это  коэффициент «2» или коэффициент «50%»),  я еще раз остро осознал, почему любой проектППП в ЖКХ, особенно касающийся модернизации наших домов, просто  обречен. Здесь все просто как Божий день. Обращаю внимание, что Программереформирования отрасли, принятой в 2009 году, уже были предусмотрены на два ближайших года примерно 3, 5 миллиардагривен  из бюджета на организациюкапитальных ремонтов по схеме «20х80». То есть 20% средств на ремонт вкладываютжители (как правило – в домах, объединившихся в ОСМД), а 80% - государство.Примеров реальной организации софинансирования таких проектов практически нет,и ответ лежит на поверхности.

Давайте займемся простой арифметикой.Предположим, реально на ремонт конкретного дома – чтобы полностью привести егов порядок, –  понадобился миллионгривен.  Если действовать по-честному,по-партнерски, тогда население должно на себя взять 200 тысяч гривен, условноговоря, разбросав эту сумму на 100 квартир (по 2 тыс. грн. с квартиры), а бюджетобеспечивает остальные 800 тыс. грн. И в таком случае у счастливых жителейпоявляется  шанс через полгода избавиться  в своем доме от массы проблем. Но, к сожалению,логика нашего чиновника иная.  Из этих800 тысяч  половина, как правило,планируется на откат – а это 400 тысяч! Тогда абсолютно понятно, что присоставлении сметы все цены завышаются, и ремонт этого дома стоит уже не один, адва миллиона гривен. И по этому алгоритму население должно собрать уже не 200,а 400 тысяч гривен. И теперь  убедитеэтих бедолаг, которых и так несчастные активисты ОСМД уговаривали годами согласитьсяна то, что  придется доставать деньги изсвоего кармана, удвоить свой вклад в такую схему «софинансирования».  

Люди у нас не дураки, уже давно всем известнаи цена  на стройматериалы, и стоимостьработ как по перекрытию кровли, так и стоимость других видов работ. Поэтому вусловиях коррупционной кабалы попытки организовать и выполнить проектпублично-приватного партнерства выглядят смешными, наивными, невозможными. Нехочется выглядеть циничным, но отмечу: если уж те, кто делит бюджетные деньги, хотят«спилить» половину средств, тогда нужно честно говорить людям: мы вам тожепосчитаем ваши 400 тыс. грн., но 200 из них «спилите» сами у себя. Вот тогдаэто будет «честный» «понятийный» механизм публично-приватного партнерства в Украине образца 2011 года.

…Президент В.Янукович в последнее времяочень часто говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Если это действительнореальная борьба – тогда мы все должны ее поддержать,  потому что ситуация в Украине  сложилась катастрофическая. Отток реального капитала,нежелание инвесторов идти к нам, грустная перспектива того, что все взятыеУкраиной долговые обязательства будут оплачивать наши дети и внуки – все это должнаподтолкнуть всех нас к пониманию: или мы побеждаем коррупцию, или она побеждаетнас. Подобные периоды  своей историипроходили и США, и Сингапур, и Китай. Для Украины тоже нет иного пути.