Когда мы год назад начинали своейсистемное сотрудничество с Национальной гвардией Украины, задачи перед нами стоялинастолько амбициозные, что сами, порой задумывались: а не слишком ли высокоподняли планку? Однако, помимо собственного опыта и желания построитьдействительно эффективную систему, уверенности добавлял тот факт, что наизменения серьезно было настроено и командование НГУ.

Мы не случайно начали свою работу в НГУ с2 брифингов. Во-первых, нужна была официальная точка отсчета. Во-вторых, такимобразом мы запустили механизм общественного контроля – для участников процесса отказатьсяот планов или самой идеи стало гораздо сложнее, потому что имели место некулуарные договоренности, а публичное озвучивание намеченных целей. И, что немало важно, сроков достижения этих целей.

Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, чтообъем работы был проделан беспрецедентный. И это не только заслуга «PATRIOT» - это победа служащих ГУ НГУ, личный составучебного центра НГУ в Золочеве, преподавательский состав ВУЗов Нацгвардии (онидействительно были активными участниками процесса), командующего НГУгенерал-лейтенанта Юрия Аллерова (который даже не думает останавливаться надостигнутом. Отдельное спасибо – нашим друзьям в СМИ. За то, что держали (идержат) руку на пульсе, активно интересуются процессом, помогают доносить идеи.

Итак, что планировалось изначально и чегоудалось достичь?

В декабре прошлого года мы обозначили дваосновных направления нашей работы: это изменение системы боевой подготовкиличного состава и изменение структуры управления (т.е. приведение ее всоответствие со стандартами НАТО). Результаты обещали показать через 4,5месяца. Успели?

Начнем с того, что сложнее – с управления.Одной из основных целей реформы сектора госбезопасности и обороны являетсядостижения взаимосовместимости с армиями стран НАТО. Что это значит? Этозначит, что военные должны разговаривать на одном языке – как в прямом, так и впереносном смысле. То есть коллеги из разных подразделений должны прекраснопонимать, чего ждать друг от друга, как принимаются решения в том или иномштабе, как будут действовать боевые части в определенных ситуациях. Возможноэто только в том случае, когда управленческие процессы максимальностандартизированы. То есть НАТО, грубо говоря, представляет собой такой себеконструктор LEGO: можно взять французское подразделение,поставить турка его командиром и передать это все в подчинение канадскому штабу– и эффективность не пострадает.

Естественно, есть какие-то региональныеразличия. Но они не влияют на принципы, на суть процессов. Потому что, как мыуже не раз говорили, стандарты НАТО – это не патроны и каски. Это, в первуюочередь, ценности и стандарты управления.

Существующая в странах НАТО системауправления – намного гибче и эффективнее той, которая нам досталась внаследство от Советской Армии. Более того: она выстроена таким образом, чтосводит коррупционные риски к минимуму. Просто сама система не дает возможностиворовать так, как воруют у нас. Вот такую систему была задача разработать ивнедрить в НГУ.

30 января мы с коллегами представиликомандующему генерал-лейтенанту Юрию Аллерову и высшим офицерам Национальнойгвардии Украины проект новой структуры. За месяц мы провели ряд консультаций с руководителямиНГУ всех уровней, а также с инспекторами НАТО, проанализировали существующуюструктуру управления Нацгвардии на предмет эффективности и соответствиянатовским стандартам. Мы не просто взяли и «натянули» натовскую структуруповерх существующей основы – мы адаптировали ее под наши реалии, т.е. сделалитак, чтобы она учитывала местную специфику, но не теряла своей эффективности.

Командующий проект структуры утвердил ипошла детальная проработка: составление штатных расписаний, положений оботделах, разработка структур для территориальных управлений и военных частей… Мынеоднократно говорили о том, как важно, чтобы до конца 2016года аналогичная работа была проделана и в ВСУ, что армия и Нацгвардия простообязаны модернизироваться параллельно – это важнейшее условие для проведенияэффективной реформы сектора госбезопаности и обороны, но… В общем, в МОУ и ГШсвои планы и свое видение ситуации. И если НГУ на натовскую структурууправления переходит уже с начала 2017 года, то в армии все это планируетсятолько в 2018. То ли в МОУ и ГШ считают, что у них все и так достаточноэффективно, то ли им кажется, что есть время ждать – непонятно.

Далее, система индивидуальной подготовкиличного состава.

Начали с подготовки частей оперативногоназначения, т.к. именно они сейчас выполняют боевые задачи в зоне АТО. Быларазработана программа «Подготовка рот оперативного назначения» (кстати,позитивно оцененная специалистами из CUBICGlobalDefense), подготовленагруппа инструкторов учебного центра НГУ в Золочеве, запущен пилотный проект. Входе реализации пилотного проекта было принято стратегическое решение: создатьв Золочеве центр подготовки инструкторов. Причина вполне понятна: пропускнаяспособность центра невысокая, а переподготовить по стандартам НАТО нужнобольшое количество военнослужащих (при чем быстро переподготовить). Вместе сгруппой ранее обученных золочевских инструкторов, мы начали готовитьинструкторов, которым предстояло работать непосредственно в частях. То есть вНГУ был создан институт инструкторов. УЖЕ создан, а не в 2018 году.

Подготовка новых инструкторов в Золочевеведется постоянно. Как только заканчивает подготовку одна группа – практическисразу заезжает новая. Части укомплектовываются инструкторами-специалистами,которые занимаются подготовкой личного состава непосредственно на местах.Решением командующего НГУ создана мобильная группа, которая будет заниматьсяоценкой уровня подготовки подразделений – то есть контролировать работуинструкторов и командиров. Более того: со следующего года вводится новаясистема подготовки личного состава, и инструкторы будут принимать самоенепосредственное участие в составление планов подготовки и т.д. То есть планыне сверху будут спускаться, а непосредственно на местах готовиться. А задачейглавка будет обеспечивать части необходимым для выполнения этих планов.

Кроме того, параллельно с этим была начатаработа по изменению командирской подготовки (как командиров отделений, так икомандиров взводов), разработан и внедрен новый единый КМБ, проведены пилотныекурсы подготовки сержантов, переподготовлены все части спецназа ОВГО. Самоеважное: со следующего года начинает полноценную работу Школа подготовкисержантов. Это новый глобальный проект, которому будет посвящено очень многовремени и сил. Однако Школа сержантов – это важнейшее начинание, ведь именносержанты являются тем самым становым хребтом вооруженных сил. И это место поправу должны будут занять ветераны АТО – настоящие лидеры, на которых будутравняться остальные военнослужащие.

Что получилось из того, что изначально впланы не входило?

Наши специалисты подготовили проект усовершенствованиясистемы медицинского обеспечения НГУ – он предусматривает несколько уровней подготовки и сертификации, приведениев соответствие со стандартами НАТО и т.д. В Нацгвардии план одобрили – начатаработа по реализации. Однако, помимо прочего, проектом заинтересовались в МВД –его позитивно оценил руководитель управления здравоохранения и реабилитации МВДУкраины Василий Коробка. Теперь наши представители входят в состав в рабочуюгруппу по реформированию системы медицинского обеспечения МВД. Надеемся, идеюудастся масшатбировать.

 Очем все это говорит? Необходимые изменения можно проводить оперативно иэффективно. Даже в Украине. Даже в воюющей Украине. Для это нужны 3составляющих. Первая: четко понимать, что именно должно получиться в итоге. Тоиметь максимально детальную картинку финального результата. Вторая: наличиеконкретного плана. И не нужно бояться сроков, объемов работы или еще чего-тотакого. Если начинать себя щадить, то процесс может оооочень сильно затянуться.Третья: слаженность действий всех участников процесса, общая работа нарезультат. Если бы достичь изменений хотели только мы, то вряд ли были бы такиеитоги года. Повторюсь: в том, чего удалось достичь, огромная заслуга всейНацгвардии.

Уже определены задачи на следующий год:тоже с планами, сроками и контрольными точками. И они – тема для отдельнойколонки. Однако уже сегодня можно с уверенностью говорить: Национальная гвардияУкраины за год существенно изменилась.  Имы гордимся тем, что в этом есть и наша заслуга!