Очередной экзамен для Минфина - дедлайн в сентябре
А начиналось все достаточно оптимистично. В апреле2015 года парламент ратифицирует подписанное правительством финансовое соглашение между Украиной и Европейским инвестиционным банкомпо преодолению последствий геополитических событий на востоке нашей страны.Речь – о готовности этого финансового института выделить Украине 200 млн.евродля восстановления инфраструктуры наиболее пострадавших от военного конфликтарегионов и регионов, приближенных к линии размежевания. Потому что именно они(в большей степени, чем другие) взяли на себя экономические затраты отвойны и размещают людей из пострадавших регионов. Это территории Луганской иДонецкой областей, подконтрольные украинской власти, это Запорожская, Харьковскаяи Днепропетровская области.
В среднем, с начала военных действий на Донбассе их населениеувеличилось на 35%. За счет переселенцев, выбравших своим домом Украину. Икаждому из таких людей нужны элементарные возможности, чтобы жить,зарабатывать, учиться, получать медицинскую помощь и другие услуги, без которыхговорить о нормальной жизни не приходится. А реальные возможности принявшихбольшую часть переселенцев регионов не безграничны. Напротив, ихинфраструктура, во многом, исчерпывает свой ресурс, да еще и в условияхкризиса. Денег, чтобы строить объекты социального жилья, развивать имеющиесядетские сады, школы, больницы, модернизировать и реконструировать коммунальныесети, нет. И как кстати оказалась помощь европейского инвестора.
5 участвующих в программе регионов разработали своипроекты со сметной документацией по каждому, заплатив за это из местныхбюджетов. Отобрали 222 проекта. В Луганской области – 124, в Донецкой – 56, вДнепропетровской – 20, в Харьковской – 12, в Запорожской – 10. Это проекты развития:по доступному жилью, энергосбережению, обустройству автономных котельных,завершению строительства когда-то начатых и реконструкцию имеющихся объектовсоциальной инфраструктуры, почтовых отделений, которые оказывают финансовыеуслуги, улучшению автодорожных магистралей, железнодорожных путей и мостов, сетейводо-, теплоснабжения и водоотведения, обновлению городской транспортнойинфраструктуры и пешеходных дорожек, замене износившегося оборудованиягородского транспорта… Все, на что вместе с увеличением населения увеличилась инагрузка. Плюс к этому – дополнительные рабочие места. Они будут созданы, еслипроекты начнут реализовываться, и будут создаваться вновь после сдачи объектовв эксплуатацию. Каждый проект был подвергнут широкому общественному мониторингу.Каждый проверили в Европейском инвестиционном банке, в Минрегионе иМинфине.
Все готово к реализации, но платить нельзя. Потому чтоне урегулирован вопрос уплаты НДС за операции в рамках реализации проекта"Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины".Средства Европейского инвестиционного банка на уплату НДС в Украинеиспользоваться не могут. Проще всего предусмотреть деньги в госбюджете каксофинансирование. При этом государство ничего не платит. Заложив компенсаторныесредства на выполнение налоговых обязательств перед своим бюджетом, страна просто перекладывает их из одного бюджетного «кармана» в другой иполучает при этом значительную финансовую помощь.
Но с конца 2015 года, когда первые 15 млн.европоступили в один из государственных банков, и до сегодня не сделано ничего.
В мае этого года мы с коллегами-мажоритарщиками изэтих регионов «забили тревогу». И результат оказывается как раз в духе глаголовнесовершенного вида. «Мы «работаем», - отвечают в Минфине уже пятый месяц.«Работают», но результат нулевой. А в это время 1 млн. 800 тыс. переселенцевждут реальных посылов от государства – только оно может выступить локомотивомнужных изменений. Люди ждут реальной помощи. Ни того, ни другого нет.
ПрограммаЕвропейского инвестиционного банка действует до конца 2016 года с важнойоговоркой: срок, в случае необходимости, может быть продолжен на 1 год. Но дажепри пролонгации времени для принятия решения остается немного. Иначе, Украинапотеряет и эти средства, как случилось в начале года с деньгами по Киотскомупротоколу. Украина вернула Японии так и неиспользованных 2,5 млн. евро,полученных еще в 2009 году от продажи квот на выброс парниковых газов.Госагентство экологических инвестиций, подписавшее когда-то договор,ликвидировалось. А срок использования средств завершился, пока Минприродывзяло на себя функции агентства по реализации проектов по договорам.
Минфин обещает предусмотреть 1 млрд.грн. софинасирования в госбюджете на 2017 год. Но время идет, а впредварительных документах по бюджету нужных цифр пока нет.
Выход – принятие изменений в Налоговый кодекс,освобождающих международную финансовую помощь от уплаты налога на добавленнуюстоимость. Соответствующий проект закона (№4797) мы внесли в парламент в июне.Да, это определенный шаг назад в плане бюджетной фискализации. Поэтому оченьнадеюсь на дальновидные и решительные действия Министерства финансов, чтобыразблокировать программу европейской финансовой помощи. Но, если этого непроизойдет, законопроект должен быть принят уже в сентябре. И шансы для этоговесьма высоки.
Ведь суть не только в том, что Украина может либоиспользовать хороший «длинный» финансовый продукт и обновить общественнозначимую инфраструктуру, либо потерять так необходимые нашим регионам деньги.
Суть - в международном экономическом имидже нашейстраны, в ее способности доказать свою компетентность в работе по подобнымевропейским финансовым проектам. «Доноры» могут окончательно отвернуться, еслимы срочно не начнем движение навстречу.
Дедлайн – сентябрь. Сдаст ли этот экзамен Минфин?