Cобака на сене, или Особенности инвестиционного климата в пост-кризисный период
Образ собаки на сене возник у меня, когда впервые за полтора года главный банкир страны озвучил в одном из своих интервью 2 цифры: 150 млрд. гривень и 48 млрд. долларов. –Это денежная масса, которая вышла из оборота и превратилась в подматрасно-баночный актив. В роли сторожа сена в данном сюжете выступает украинский народ, в роли коровы, испытывающей голод, – украинская экономика. Кому-то моя аллегория может показаться обидной, не обессудьте. Ситуация в Украине такова, что практически все мы поочередно становимся то одним, то другим персонажем. С одной стороны ты можешь быть обеспеченным директором крупной компании, и в это же самое время твое предприятие испытывает острую потребность в заемных средствах.
Не так давно мне довелось видеть сумму денег, равную миллиону гривень, покрытую плесенью, со следами мышиных зубов и неприятной влажностью. Зрелище – удручающее. И, увы, владелец этих средств не одинок в понимании того, как следует распоряжаться накопленным состоянием! Таких людей в нашей стране тысячи.
Зачем нам МВФ, западные инвесторы, IPO, если здесь, в границах нашей державы, находятся колоссальные ресурсы, которые, будучи вовлечены в оборот, в инвестиционные проекты, в работу, смогут дать огромный экономический эффект! Почти половина ВВП Украины находится в банковских ячейках, подвалах, гаражах, тайниках и т. п!
Природа появления этой денежной массы – понятна и очевидна. Это деньги, которые были сняты с депозитов, средства, которые были выведены из бизнеса, деньги которые были аккумулированы вследствие ограничения потребления и кризисных ожиданий. Большая часть ждет, какой продукт с соответствующим уровнем ликвидности, доходности и надежности предложит рынок! А рынок, увы, дает очень ограниченный выбор!
За последний год трудов на инвестиционном фронте мне довелось провести, наверное, несколько сотен встреч как с теми, кому нужны инвестиционные ресурсы, так и с теми, кто готов куда-то инвестировать. Это не бог весть какой массив, с точки зрения репрезентативности, но, тем не менее, некоторые обобщения и, конечно, субъективные выводы, этот опыт позволяет делать.
Институциональные «прорехи» или кризис жанра
Что может предложить цивилизованный инвестиционный бизнес потенциальному инвестору? Почему столь высока активность в таких сегментах, как Форекс, трейдинг?
Инвестиционное меню выглядит не слишком разнообразным. Представленные блюда, преимущественно, вариации одного продукта – инвестиции во вторичное обращение ценных бумаг. Наш инвестиционный бизнес ничего не может предложить потенциальным инвесторам – физическим лицам кроме указанного продукта в нескольких модификациях.
И это тот самый случай, когда кивать надо не на кого-то, а искать причины внутри – в самом инвестиционном сообществе и направленности его работы.
Я ратую за инвестиции в реальный сектор экономики, реальный бизнес, и вместе с тем констатирую – готовые объекты инвестирования, привлекательные проекты, интересные компании, готовые «впустить» миноритарного акционера, это большая редкость в Украине.
Одни не могут, другие не хотят, а третьи – хотят, но не знают как и не верят никому!
Что делать?
Лозунг одного известного всем клуба гласит: «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих» . Следуя этой логике я не взываю ни к к власти, ни к оппозиции о проведении долгожданных институциональных реформ. Они нужны, но необходимые Украине реформы не ограничиваются законотворчеством. Это еще и опыт, традиции, правила, механизмы и инструменты, которые нужно развернуть в правильном направлении.
Но точно так же, как нельзя было построить коммунизм в отдельно взятом государстве, так нельзя создать благоприятную среду усилиями одной компании. И вот здесь, я уже взываю к своим коллегам по инвестиционному бизнесу с призывом обратить внимание и на «землю» – на реальный сектор, реальные проекты, реальный бизнес, в том числе средний и малый. Ибо именно в этом сегменте и находятся те перспективные институциональные изменения, которые переведут «матрасно- баночные» активы в активы реальной экономики.
Мы смогли найти для себя и для наших клиентов вполне комфортные и легальные конфигурации использования инструментария ИСИ, позволяющего работать и со start up-ми, и с первичными размещениями на европейских биржах, и с pre-IPO финансированием. По-сути, мы вошли в формат работы фонда прямого инвестирования. А наши клиенты получили возможность осуществлять портфельное инвестирование в инструменты разной доходности, разного уровня риска с разными периодами инвестирования.
Пришло время участникам инвестиционного рынка признаться, какой бы захватывающей не была фондовая игра, а именно вложения в реальный сектор позволят запустить экономику страны и отыграть былые позиции. Пропаганда и популяризация работы с реальным сектором экономики среди финансового сообщества и бизнес среды позволит сказку об инвестиционной привлекательности Украины сделать былью.