О среднем (малом) бизнесе замолвите слово?
В любом цивилизованном обществе средний класс, средний бизнес – это основа основ и фундамент, на котором зиждется практически все. Его лелеют и холят, как самые капризные тепличные растения. И это не удивительно, поскольку именно этот сегмент бизнеса и именно это сословие является системообразующим для рыночных экономик.
Иначе у нас. Я не буду говорить обо всех отличиях, а отмечу одно, довольно, на мой взгляд, существенное и важное. Оно определяет возможности развития, роста, а соответственно и перспектив всей экономики. Речь идет о доступности, или точнее, НЕ доступности инвестиционных ресурсов.
Украина – государство парадоксов и один из самых больших парадоксов это то, как вообще у нас появился средний бизнес. История становления рыночных отношений прошла путь от кооперативов, малых предприятий до возникших после массовой приватизации мощных корпораций. И если крупный бизнес у нас появился в результате доступа к административным ресурсам, минуя эволюционную фазу, то генезис предпринимательства, которое сейчас можно отнести к среднему, происходил вопреки всему тому, что можно назвать государственной экономической политикой. Наверное, экономическое преломление законов Дарвина и привело к тому, что борьба за выживание и вывела на путь быстрой, менее чем за 20 лет эволюции кооператоров в средний бизнес.
Побывав недавно в Польше, я с удивлением и изумлением обнаружил существование целой инфраструктуры, обслуживающей именно малый и средний бизнес с точки зрения их инвестиционных потребностей. «Середнячки» имеют такой же доступ практически ко всем инвестиционным и финансовым инструментов, что и их «большие» собратья. Хочешь IPO- вот тебе IPO, хочешь частное размещение – получай!
Не хочешь пускать кого-то в капитал – бери долговое финансирование.
Наши реалии, увы, пока совершенно иные. И сейчас, в условиях еще не закончившегося финансового кризиса единственно доступный кредитный источник развития превратился в нечто мифически-недоступное.
На этом месте по распространенной логике стоило бы начать ругать политиков, государство, бюрократию, но я оставлю это другому жанру. Ибо, кроме общепризнанных и «заезженных причин», есть и причины, которые лежат в доступной и управляемой плоскости.
Наша инвестиционная инфраструктура развивалась еще более быстрыми темпами, чем наш рынок. И за каких-то 5 лет слова «инвестиционный банк», «IPO» прочно вошли в обыденную лексику, но, как часто бывает, быстрый старт, не позволяет посмотреть под ноги. Впереди – звучные бренды, размещения на сотни миллионов и солидные комиссионные. Я сам, ощутил на себе такой «взгляд свысока», когда в одном из новоявленных инвестиционных банков 5 лет тому назад нам сказали: «Погуляйте, подрастите».
Вот и вынужден был средний бизнес гулять сам по себе, развиваясь лишь на реинвестируемой прибыли да краткосрочных банковских кредитах.
Было бы несправедливо в этом контексте не сказать и о факторах, лежащих на стороне самого среднего бизнеса. В борьбе с государством, фискальными органами, развиваясь быстрее, чем это нужно, он (бизнес) меньше всего заботился о своей инвестиционной привлекательности, корпоративных стандартах, публичности и прочих атрибутах, позволяющих стать участником рынка капитала.
В итоге мы получаем поистине «революционную ситуацию», когда одни не хотят и им не интересно, другие – просто не могут. Это противоречие могло бы двигаться к моменту своего разрешения годами, если бы не кризис, полностью «обрубивший» кредитную подпитку не только среднего, а всякого бизнеса.
Но, как природа, так и бизнес, не терпят пустоты. И в наших городах и весях начинают появляться наши западные соседи, которые не гнушаются привлечением капитала в несколько миллионов евро. И наши «аппликанты средней руки» могут выглядеть ничуть не хуже своих западных коллег!
Господа инвестиционные банкиры, посмотрите на наш средний и малый бизнес! Он не так уж плох. Но если мы его не увидим, через год-два нишу заполнят западные коллеги и логотипы украинских эмитентов запестрят на сайтах польских, австрийских и т.п. инвестиционных банков. Инвесторы полюбили «Кернел», но они даже не знают, что у нас есть десятки таких же, только маленьких «кернелов», сотни предприятий из различных отраслей, которые могут выглядеть равными среди равных.
Так, троеточием я закончу первый пост. Своеобразное intro к изложению моего видения проблемы, которая живо интересует украинский бизнес, а именно: возможен ли доступ средних компаний на рынок капитала?