Dura lex, sed lex («Суров закон, но закон»)

Предисловие

Начало текущего года ознаменовалось ожидаемым очередным продлением моратория. Что ожидаемо, то не удивительно. Но, опасная тенденция по отношению моратория меня настораживает: это, все чаще звучащая идея проведения референдума об отмене моратория.

Земельная реформа в Украине была проведена на законных основаниях, переданные в собственность паевые участки были удостоверены государственными актами, а значит: все вполне законно и не может вызывать никаких сомнений. Здесь же надо вспомнить про радикально отличающих друг от друга судебных решений: Конституционного суда Украины (отказавшего в открытии дела нардепами ВРУ с требованием отмены моратория) и Европейского суда по Правам Человека (удовлетворяющего иск граждан Украины Зеленчук и Цицура с требованием признания моратория антиконституционным).        

Аморальность итога земельной реформы

Я глубоко убежден, что руководство страны, проводивший земельную реформу и не подозревало о возможности получения такого результата, оно хотело, как можно лучше, а получилось- хуже некуда. Итоги проведенной в Украине реформы более четверти века тому назад аморальны: всего 17% населения страны (7 млн) получили 70% угодий (28 млн га). Наверное, читатель согласиться со мной о несправедливости приведенной пропорции. При проведении такого масштабного процесса, даже самым неисправимым оптимистам не стоит надеяться на социальную справедливость, ее просто невозможно соблюсти. И я уверен: именно несопоставимость цифр 17/70 и обусловлено такое непоколебимое долгожительство моратории.

Аморальность референдума

На заседании ВРУ (19.01.19), диспутируя о продлении моратория депутатами выдвигались разные мнения, из которых хочется заострить внимание об идее проведения референдума, которую высказали И.Кириленко («Баткивщина») и Ю.Левченко («Свобода»). Они отметили, что земля есть народное богатство, а значит надо провести референдум и спросить мнение у народа. Такому-же мнению придерживаются многие лидеры разного политического спектра Украины. Для создания полной картинки вспомним, что около 60% населения Страны против отмены моратория.

Естественно, принимая разного рода жизненно важные для государства решения, правительство в праве спросить мнение у собственных граждан, это общепринятый и демократический процесс. НО позвольте: когда правительство проводило приватизацию жилищного фонда страны, кто-нибудь спросил мнение у пайщиков? Рождается чисто человеческий вопрос: в праве ли мешканець приватизированной квартиры в Киеве, с видом на памятник св. Михаила, решить судьбу паевого участка в село Доброводы Уманьского района? («Принц и нищий, или социальная несправедливость по-украински», 10.06.2016).

Такая постановка вопроса кроме аморальности также и опасна, т.к. правительство, прикрывая собственное неумение/нежелание решения многолетней проблемы мораторием, может спровоцировать противостояние 17 и 60 процентов собственного населения.  

Какой диктат заменит диктат моратория?

Все законы по своей сути суровы: они ставят четкие преграды для граждан, но, им все должны повинны.

Единственная официальная преграда для отмены моратория, это- отсутствие закона «Об обороте земель». Само название настолько абстрактная, обширная и вместительная, что каждый автор может трактовать по-своему, а «совестно» и профессионально написанный закон по своему содержанию будет превышать самого Земельного Кодекса Украины, что, естественно нонсенс.

Да, мораторий - это диктат, но для его отмены понадобится другого рода диктат, процесс отмены не будет «бархатным», поэтому законодатели должны взвесить все нюансы ЗА и ПРОТИВ, чтобы не допустить ошибок хуже, чем их предшественники, узаконившие мораторий.

- Государственный диктат.

Из выступлений нардепов с позицией ПРОТИВ отмены моратория я бы выделил:

-О.Барна (БПП)- Пока не будет сформирован цивильный рынок, об отмене моратория не может быть и речи;

-И.Кириленко («Баткивщина»)- указал на среднюю цену одного га в Европе €7 тыс и предложил установить минимальный индикатор в эту сумму;  

-Ю.Левченко («Свобода»)- поддерживает только рынок аренды.

-В.Галасюк (РПОЛ)- партия выступает за фермерское хозяйство, что должно быть записано в конституцию.

Все вышеприведенные мнения нардепов не могут способствовать не отмене моратория, не сформированию цивильного земельного рынка, а самым опасным симптомом мне кажется идея установки минимальной продажной преграды. В случае необдуманных и необоснованных барьеров, будут еще больше процветать теневые отношения и коррупция, от которых не удается избавится и по сей день.

Диктат, предложенный моим проектом

Три года тому назад я опубликовал проект «Метод Карели «Комплексная земельная реформа»» (02.08.2016), которого я считаю самым рациональным вариантов выхода из многолетнего мораторного тупика.

Прозвучит странно мое признание, что: автор указанного проекта, яркий приверженец свободного земельного рынка и противник присутствия государства (как лишне третье лицо) в отношениях сторон, сам предлагает диктат. К сожалению, без обоюдно уступчивых позиций государство – пайщики, мораторий не сдвинется с мертвой течки.

Так вот, проектом предлагается: преимущественное право государства о закупке определенной площади паевых участков; использования кратности арендной годовой платы, как определителя закупочной цены площадей; конкретика даты поэтапной закупки площадей и недопустимость передачи паевых участков в наследство. Перечисленные мероприятия (которые я уверен, для части читателей окажется спорными), абсолютно прозрачны и полностью исключают коррупцию, и считаю самым разумным решением проблемы. 

Мой проект, это: моя 35 летняя практика в работе законотворчества и непосредственном проведении земельной реформы в Грузии, мое умение реальной оценки проблем и разрешений конфликтных ситуаций. Я готов к обсуждению моего проекта с любым желающим, а тем, кто перешлет мне другие/подобные основательные труды/проекты с конкретными предложениями экспертов, буду безгранично благодарен.

Послесловие, или чего я боюсь  

Украина первая из бывших республик провела земельную реформу, законность которой никем под сомнение не ставилась, а это означает только то, что рано-поздно для отмены моратория придется пойти на решительные шаги, из которых референдум должен быть изначально исключен.    

Общепринятый в медицине закон: хирургу не рекомендуется прооперировать близкого ему человека: дабы из-за жалости к нему, врач может не решится на суровый, но оптимальный шаг и больному принести больше вреда. В Украине к земле особое значение и это вполне для меня понятно: огромные массивы плодородной черноземы и лидирующая позиция в мировом сельскохозяйственном производстве. Но факт: лозунгами «не дадим распродать украинскую землю», проблему моратория еще очень долго невозможно будет решить. А это обязательно надо будет сделать: вряд ли ЕС, в случае вступления Украины в общеевропейскую семью закроет глаза на ущемление конституционных прав 7 млн собственников. Может стоит прислушаться также и к мнению неукраинских авторов, а потом решить какой из предложенных вариантов самая оптимальная для Украины?

А что касается моей боязни- я боюсь, если у читателя прочитав мои публикации появится мнение: -ишь размахнулся, почем ему украинская земля?! В таком, для меня крайне неприятном случае я хочу заверить моего любимого читателя: вы будете в корне не правы…