Отмена моратория: достоинство не по указу
Не стоит мельчить то, что начал делать с размахом (Эрих Мария Ремарк)
А земельную реформу Украина начала проводить более чем с размахом: первая из республик еще при СССР и всем земельным фондом страны. Начало земельной реформы положило постановление «О земельной реформе» Верховная Рада УССР (от 18.12.1990г.), первым же пунктом которого все земли Украины с 15 марта 1991 года были объявлены объектом земельной реформы. На этот раз мы не будем обсуждать допущенные ошибки в процессе реформы (которым посвящены множества моих статей), а проанализируем отношение к действию моратория со стороны иностранных партнеров.
Наверняка можно сказать- мораторий, в конце текущего года продлится в юбилейный 10-й раз, но пока не ясно одно: на какой срок. Он один из самых проблематичных из всех 62 реформ, перечисленных в плане развития Украины «Стратегия-2020». Неправильным подходом правительства к решению проблемы моратория, обусловлены неприятные претензии от партнеров, а совсем недавно к ним добавился самый неприятный «сюрприз»- решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) «Зеленчук и Цицура против Украины», согласно которого действие моратория признано антиконституционным, ущемляющим права собственников.
Прогнозируя возможные действия (или бездействия) правительства в ответ на это решение, надо учесть, что Украина не выполнила большинства требований МВФ (3 из 11), а также множества постановлений ЕСПЧ: из 1394 было полностью выполнено лишь 253, худшие показатели только у Азербайджана и России («Украина вышла в «лидеры» по игнорированию решений Европейского суда по правам человека», 19.09.2018).
Я далек от мысли, что Украина должна без слов и безотлагательно выполнять все указания и рекомендации, конечно же нет! Но она должна реально оценивать их, и в случае заинтересованности приложить все усилия для их осуществления, а в случае несопоставимости с государственными интересами, внятно высказать свои аргументы и предложить компромиссное предложение. Справедливости ради надо отметить, что и сами партнеры, словно капризные девицы, хаотично меняют свое отношение к мораторию: несмотря на то, что они всегда подчеркивали важность проблемы, в списке требований он то присутствует, то отсутствует.
Так, что же с требованиями?
На сегодняшний день сотрудничество Украины с такими финансовыми партнерами, какими являются МВФ, Всемирный банк (ВБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), является жизненно важным. Такие деловые отношения показатель для потенциальных партнеров того, что в стране проводятся реформы, за которыми наблюдают иностранные эксперты, кроме этого это еще и дешевые и долгосрочные кредиты. А какое значение МВФ придает земельному вопросу, можно судить из факта, что даже в революционные февральские дни он выдвинул перечень «10 требований МВФ к Украине для предоставления кредита», в котором зафиксирована важность отмены моратория (24.02.2014).
В прошлом году партнеры выдвинули очередные требования. ЕБРР заявил; что он «как друг и честный партер Украины, будет поддерживать призывать к проведению существенных реформ, включая реформу правосудия, а также земельную и судебную реформы» (06.07.2017). Директор ВБ по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен озвучила перечень 4 первоочередных реформ, рекомендованных Украине, среди которых на втором месте- земельная реформа (08.04.2017), а Президент групп ВБ Джим Ен Ким призвал Парубия открыть рынок земли (13.11.2017). Гораздо ощутимым является «внимание» МВФ, со своими многочисленными и настойчивыми требованиями. Согласно условиями меморандума о сотрудничестве с МВФ, правительству необходимо было до конца сентября 2016 года, подать в парламент законопроект «Об обороте земель». К сожалению, дата была просрочена.
Вопреки комментарию Премьера Владимира Гройсмана «Я не надеюсь, что МВФ исключит это (земельную реформу)» (17.07.2017), МВФ все-таки смягчила свое требование отмены моратория перед выделением очередного транша в $1.9 млрд, хотя эти деньги пока так и не поступили. Временное «мораторное» перемирие было обусловлено серьезными разногласиями как в ВРУ, так и в украинском обществе в целом, что отмену моратория в ближайшее время делал абсолютно нереальным («МВФ снова смягчил условия финансирования Украины. Кроме пенсионной реформы», 17.07.2017).
Но, очень скоро МВФ опять напомнил о взятом обязательстве по земельной реформе – глава представительства в Украине Йоста Люнгман заявил: «Мы признаем, что необходимо время для того, чтобы правильно ее организовать. Для того чтобы достичь широкого консенсуса по земельной реформе, время ее проведения передвинуто на конец 2017 года» (29.09.2017). Он же, в своем интервью четко дал знать, что украинскому правительству нельзя надолго «расслабляться»: «Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что земельная реформа - важный и неотъемлемый элемент программы Фонда» (25.09.2017). А последнее заявление, которое сделал Йоста Люнгман, отчетливо указывает на без компромиссное отношение МВФ к мораторию: «Время ввести рынок земли уже пришло, и мы ждем подачи законопроекта о масштабной земельной реформе в Верховную Раду» (08.03.2018).
Все вышеуказанные приведенные примеры не оставляют никаких сомнений, что от партнеров не следует ждать никаких компромиссов и уступок в связи с отменой моратория.
И какого мнение должностных лиц?
Анализируя все мнения и комментарии, высказанные за последнее время по отношению вышеприведенных проблем, меня крайне удивила позиция украинских должностных лиц, и не только их. Вместо того, чтоб активизировать свои действия и наметить реальные шаги по пути решений проблемы, все они были заняты комментариями: партнеры отменили или нет требование по снятию моратория, и, обязана или нет Украина выполнить решение ЕСПЧ.
До анализа разных заявлений, вспомним комментарий Президента П.Порошенко, сделанный про общий подход партнеров к украинскому законодательству: «МВФ не может диктовать нам законы» (06.03.2018). Резкое, но справедливое заявление. Годом раньше схожее мнение высказал и народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ Олег Кулинич: «Лично я никогда не считал удачной идеей педалировать введение сельскохозяйственной земли в рыночный оборот из-за требований международного финансового учреждения» («Земельный вопрос и МВФ: спеши медленно», 04.07.2017).
Одна из первых, которая утверждала, что «МВФ не требовал отменить мораторий на продажу земли», была министр финансов Наталия Яресько (07.06.2015).
Летом 2016 года, обновленный меморандум о сотрудничестве Украины и МВФ вызвал оживленный спор: в ответ утверждениям нардепов Олега Ляшко и Юлии Тимошенко, что текст меморандума, наряду с другими требованиями предусматривает и продажу сельскохозяйственных земель, Премьер Владимир Гройсман заявил: «Таких конкретных пунктов, о которых вы только что сказали, нет в меморандуме» («Гройсман: МВФ не требует от Киева отмены моратория на продажу сельхозземель», 17.06,2016).
В марте прошлого года, два высокопоставленных лица высказали отличающие друг от друга мнения: Премьер Владимир Гройсман заявил, что: «В меморандуме с МВФ есть обязательство по земле» (07.03.2017), хотя, в том же месяце первый заместитель Министра аграриев Максим Мартынюк уверял, что: «МВФ не настаивает на введении свободного обращения сельскохозяйственных земель» (24.03.2017).
Но самая громкая реакция последовала от ЕСПЧ, который счел мораторий незаконным и ущемляющим права человека. Судья из Украины, с девятилетним стажем работы в ЕСПЧ Анна Юдковская отметила, что недопустимо непропорциональное вмешательство государства в права собственников. Она же отметила, что: «нет требования полностью отменить мораторий уже завтра», однако Комитет министров Совета Европы (КМСЕ), от Украины требует план действий, как эти изменения должны произойти (20.11.2018).
Послесловие.
Решение проблемы моратория, это – самый серьезный экзамен для Украины, с которым страна ничего не может поделать на протяжении более 25 лет. А поделать это надо не потому, что на мораторий постоянно указывают из-за границы, а потому что это нужно самой Украине. Наверное, проблема свободного земельного рынка одна из главных вызовов в новейшей истории страны, наряду с деокупацией 30% территории и возвращения Крыма (с которым связаны мои романтические студенческие воспоминания).
Мне хочется верить, что весь интеллектуальный потенциал Украины, занятый «земельными» делами, сможет сплотиться и разработать план действий, внести соответствующие изменения в законодательстве, внятно и доступно донести до всех о своих намерениях. Я уверен: Украина приложит все усилия, что б начатый в прошлом тысячелетии цивильный процесс довести до конца и занять достойное место в европейской семье.