Мораторий и рынок земли: фигуральность речи и суть мысли
"Кулинарное" вступление
Любители приятных вечеринок и посиделок за бокалом вина должны быть благодарны Грузии: именно эта страна считается родиной вина, с историей 8000 лет. Исходя из такой богатой истории, к благородному напитку отношение особое: если на Ваш юбилей стол "ломился" от вкуснейших блюд, но вино и тамада желали быть лучше, можете считать, что вы зря старались.
В Грузии редко можно услышать: "давай выпьем", здесь так не принято, приглашение звучит примерно так: "не покушать ли нам Хинкали"? Фигурально "хинкали" определяет суть мысли- посидеть вместе за столиком, на котором не только хинкали...
Но, если привыкшему к деликатным фразам, суть сказанного я понимаю безо всякой натяжки, не могу тоже самое сказать про высказывания должностных лиц по отношению к земельной реформе и рынка в Украине, и это не смотря на мой более 30 летний профессиональный стаж в земельных отношениях.
Если фигуральность и суть не понятны участникам беседы, если они не говорят на одном языке, беседа не будет комфортной и понятной.
Смятение терминов и неопределенность проблемы
Все новые процессы сопутствуются проблемами, к сожалению без них никак. Проблемы можно решить, но, исключительно в том случае, если удается познать суть самой проблемы, если Вы не в силах определить причину проблемы, с уверенностью можно сказать- Вы не способны ее решить (см. Мастер-класс Дэвида Шарпа в статье "Как закончить земельную реформу, или Правительственная "Что? Где? Когда?"").
Когда речь идет о земельной реформы или рынке земли, я чувствую смятение и растерянность, а для иллюстрации причины тому, приведу мнения должностных лиц, прямо или косвенно влияющих на земельные процессы в Украине:
-Президент Украины Петр Порошенко: "Я не собираюсь выдавливать из Верховной Рады земельную реформу. Но прошу принять, хотя бы устно, в уме и сердце, политическое решение в ее (земельной реформы - ИФ) пользу", "...назвать четкую дату старта реформы, даже пусть это будет не сегодня" ("Порошенко просит ВР принять политическое решение в пользу земельной реформы", interfax.com.ua, 07.09.2017);
-Премьер-министр Украины Владимир Гройсман: "В то время, как пенсионная реформа подготовлена по графику и необходимые меры по созданию антикоррупционного суда были предприняты, закон о земельной реформе не будет принят вовремя" ("Баланс недели: транш МВФ откладывается, Нацбанк ухудшил макропрогноз, а международные партнеры призывают ускорить реформы", unian.net, 08.07.2017);
-Депутат Верховной Рады, член депутатской группы «Воля народа» Сергей Лабазюк: "Потому полное открытие рынка необходимо отложить на конкретно определенный срок, четко на всех уровнях распланировать действия на этот период" ("Рада продлила мораторий на продажу сельхозземель до 2019 года", unian.net, 07.12.2017);
-Первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк: земельная реформа не сводится к снятию моратория на продажу сельскохозяйственных земель - «это лишь один из элементов этой реформы и вовсе не ее цель» ("Мартынюк: Земельная реформа не сводится к снятию моратория на продажу сельхозземель", agroportal.ua, 07.12.2017);
-Министр финансов Украины Александр Данилюк: "Мы планируем, как это было предусмотрено в прошлых меморандумах, запустить земельную реформу в этом году" ("Земельную реформу начнут в этом году - Данилюк", liga.net, 14.03.2017);
-Президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сума Чакрабарти: "ЕБРР, как друг и честный партер Украины, будет поддерживать призывать к проведению существенных реформ, включая реформу правосудия а также земельную и судебную реформы" ("ЕБРР будет поддерживать проведение реформ в Украине, - Чакрабарти", 112.ua, 06.07.2017);
-Постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше: "Проведение земельной реформы приведет к дополнительному росту украинского аграрного сектора, который имеет очень большой потенциал… Украина должна запустить рынок земли как можно скорее", "Земельная реформа откладывалась уже слишком долго…" ("МВФ ожидает от Украины скорейшего запуска рынка земли" 27.04.2017);
-Источник, близкий к переговорам сторон (Украина-МВФ, прим.авт.) в США: «Президент Петр Порошенко попросил снять вопрос о запуске рынка земли с повестки дня и Кристин Лагард (глава МВФ) согласилась» ("Запуск рынка земли «изымают» из меморандума МВФ", agroportal.ua, 03.07.2017);
-Заместитель главы департамента коммуникаций МВФ Уильям Мюррей: "Земельная реформа является важной составляющей программы, но существует необходимость ее доработать, достичь консенсуса по ключевым будущим шагам. Есть необходимость отложить земельную реформу на более поздний срок в этом году", ("МВФ не считает земельную реформу обязательным условиям для транша", liga.net, 20.07.2017).
Если постараться приготовить коктейль из упомянутых терминов, напиток окажется достаточно опьяняющим: отложить земельную реформу, четкая дата старта реформы, закон о земельной реформе, запуск земельной реформы, земельная реформа откладывалась... Примечательно, что весь приведенный материал был опубликован в 2017 году.
Но, позвольте господа-товарищи, а что за процесс был проведен в Украине в 1990-ые годы, по итогу которого 7 миллионам гражданам Украины выделили 28 миллионов га земель? Или, все заключенные договора купли-продажи земельных участков продукт теневых отношений? Точное определение проблемы предлагает лишь Депутат Верховной Рады Сергей Лабазюк, говоря о ПОЛНОМ ОТКРЫТИИ РЫНКА.
В чем смятение терминов и чем оно опасно
За всю мою карьеру в "земельной сфере" я "наблюдал" за теневыми рыночными отношениями советского периода, непосредственно участвовал в формировании цивильных рыночных отношений- работая в Госсударственном департаменте правления землями принимал участие в разработках законов и курировал процесс земельной реформы в 4-ех районах Грузии.
Благодаря земельной реформе, в Грузии привыкли мыслить примитивно, в хорошем понимании этого слова: собственник по своему усмотрению распоряжается со своим имуществом, в отношениях продавец-покупатель государство отсутствует полностью, при регистрации участков указывается "назначение- сельско хозяйственное" и внутри категории сельхоз земель не требуется никаких изменений целевого назначения. Все это сводит на нет коррупцию и бюрократию, с которыми можно бороться исправными законами, жесткие законы не есть гарант полного искоренения этих недугов. Наглядным примером тому- Китай, где действует смертная казнь за коррупцию в крупных размерах, хотя по индексу восприятия корупции Transparency International (2017г.) эта страна находится в седьмой десятке за Барбадосом, Ботсваной, Вануату, Лесото.... Комментарии тут излишен.
Я уверен, что часть читателей согласиться с моим мнением о многогранности высказанных должностными лицами терминов, у кого то появится сомнение, я на это смотрю абсолютно с пониманием. Но сейчас хочу проанализировать возможный вариант той земельной реформы, которую намерено провести руководство страны и какую опасность он может таить в себе.
После смены правительства в Украине и нескольких продлений моратория, в правительстве заговорили о земельной реформе и запуске рынка земли- о продаже земель государственной собственности сельско-хозяйсвенного назначения. Были разные предложения- от продажи одного миллиона гектаров до полной распродажи 10 миллионов га.
Безусловно, каждая манипуляция с землей можно назвать земельной реформой, но продажа земли на аукционе есть обыкновенная платная приватизация, и, вряд ли это то, что нужно в первую очередь Украине и, чего от нее ждут иностранные партнеры. Это скорее всего временный отвод глаз от настоящих проблем ("Бомба замедленного действия под кодовым названием мораторий").
Чтобы предусмотреть возможные последствия такой приватизации, нужно учесть мнения населения Украины: по данным исследования социологической группы «Рейтинг», 53% опрошенных считают, что украинская земля не должна быть товаром, 25% считают, что нет условий для свободного рынка земли, и лишь 11% опрошенных поддерживают "земельную реформу".
Если учесть, что большинство населения против отмены моратория, т.е. свободного распоряжения гражданами Украины своей собственностью (паевыми землями), нетрудно представить, политическую перспективу тех партий, которые "отважутся" поддержать такой шаг правительства. Доказательством сказанному хочу привести слова лидера партии «За жизнь» Вадима Рабиновича: "Если только Верховная рада вынесет на рассмотрение вопрос отмены моратория на продажу сельскохозяйственной земли, мы придём в Киев, ..., это будет последним днем этой власти. Мы не отступим, не позволим продавать землю" (27.06.2017). Такой же пафос в словах лидера Аграрной партии Виталия Скоцика: "Все украинцы – от фермеров до ученых и художников – должны приложить усилия к спасению государства от катастрофы. Без земли не будет Украины!" ("Скоцик призвал украинцев выступить против снятия моратория на продажу земли", 10.04.2017).
И, все таки, насколько серьезна опасность развития крайне нежелательных политических процессов и насколько реальна возможность "раскачать" ситуацию в стране? Я думаю, что такая перспектива абсолютно реальна.
Смею напомнить, что правительство намеревалось запустить рынок в два этапа: первый- распродажа государственных земель с 2017 года и второй- допуск на рынок частного сектора с 2019 года. Мало того, что сам факт продажи земель государственной собственности может вызвать протест среди населения Украины, он может быть и взрывоопасным детонатором среди пайщиков: будут ли они мирно и голубьиным спокойствием наблюдать два года за развитием рынка, когда они лишены этой возможности с начала реформы? А отрицательным отношении к снятию моратория внутри Верховной Рады, я неоднократно анализировал в моих публикациях.
Снятие моратория и запуск полноценного земельного рынка недопустимо при нынешней законодательной базе, это действительно приведет к непредсказуемой ситуации ("Как Конституционный суд может пошатнуть стабильность Украины").
Мораторий вредит демократичности имиджа Украины, мораторий и конституционное право собственников несопоставимы, о чем отметил Президент Украины Петр Порошенко: "Миллионы людей владеют землей, но за них решили, что они не способны ею распоряжаться и ввели абсолютно неконституционный мораторий". Но, никоим образом недопустима его отмена за один вечер, надо осознать допущенные ошибки и наметить эффективные шаги для выхода из многолетней тупиковой проблемы (Метод Карели "Комплексная земельная реформа").
Отмена моратория и запуск полноценного земельного рынка нужно самой Украине: цивильный рынок искоренит колосальные потери для государственной казны от теневых отношений, сведет на нет бюрократию и коррупцию, но это надо осуществить эффективной и исправной законодательной базой. Надо сделать так, чтобы такой долгожданный процесс Украине принес, благо, а не урон, хорошо обдуманные и взвешенные действия со стороны правительства и полное понимание со стороны населения страны есть залог того успеха, которого от Украины ждут все и которого она в силе свершить.