К 2010 году в области СМИ вовсем мире сложилась критическая ситуация. Особенно острыми были проблемы у печатныхпериодических изданий.

 

Объемы рекламы упали докритически низкого уровня. Вместе с ними снизилось качество контента и тиражи.Ежедневные бумажные газеты безнадежно проигрывали информационную гонку.Еженедельные издания начали колебаться между уходом в серьезную аналитику исползанием в «желтизну».

 

И в тоже время на фонепадения «бумаги» уже начался рост аудитории электронных версий изданий – сайтови информационных порталов. Фактически, сайты печатных изданий из «довесков»стали превращаться в лидирующие носители, локомотивы.

Відключити

Однако прибыльность этихпроектов не позволяла поддерживать на плаву «бумажные носители» и развернутуюпод них инфраструктуру.

Но Интернет наступал уже повсем фронтам. Расширялись социальные сети, модифицировались поисковые системы,рождались новые типы электронных дайджестов и информационных обзоров.

Параллельно с этим активноразвивались новые формы создания, сбора и структурирования информации.

 

Ситуация, что называется,созрела. Но революция пока не наступала. Несмотря на растущую потребность винтерактивных СМИ, газеты и журналы старого типа продолжали существовать и изпоследних сил цепляясь за рекламодателя и читателя.

Відключити

 

Основных сдерживающихфактора медиа-революции было два.

Первый – технологический.Отсутствие удобной, практичной и недорогой альтернативы бумаге. На тот момент электронныеверсии газет и журналов были доступны читателю только с компьютеров и некоторыхмобильных телефонов. Даже появление новых устройств (первым из которых сталэпловский планшет) не решало проблему «мобилизации СМИ».

 

Відключити

Второй фактор –психологический. Развитие Интернета на тот момент сформировало иллюзиюбесплатности и доступности практически любой информации. Соответственно,читатель оказался неготовым платить за контент.

«Я не знаю за что читательсегодня готов платить деньги…» - так сформулировал ситуацию один из украинских издателей.

 

И только в 2015 годупроизошел прорыв. Презентация первого технологического образца «гибкогомонитора» стала точкой отсчета рождения медиа нового поколения.

FlexМ-технология (от «Flexible»и «Monitor») позволила создать реальную альтернативу бумаге.Более того, она существенно расширила возможности новых газет.

Сегодня достаточно наивнымивыглядят первые версии мультимедиа-газет, в которых вместо статичныхиллюстраций просто встраивались видео-фраймы.

Но без этих первых шаговбыло бы невозможно рождение современной концепции текстового дизайна, какпонятия интеграции различных форм подачи информации.

Да и само понятие«архитектура текста» стало общеупотребимым именно благодаря тем первыммобильным газетам.

Не лишне вспомнить, что уходот линейной архитектуры подачи информации и переход на многоуровневые тексты,насыщенные ссылками, видео- и аудио- комментариями, начался еще на зареИнтернета. Но как метко выразился один из апологетов текстового дизайна: «Мы немогли выйти за рамки привинченного к столу монитора».

 

Появление FlexМ-гаджетовсделало СМИ по настоящему мобильными не только в плане переноски, но и в планеформ подачи информации.

 

Сегодня, когда технологиишагнули еще дальше, нам сложно оценить тот перелом сознания, который произвелипервые гибкие мониторы, которые можно было свернуть как лист бумаги в трубочкуи просто положить в карман.

Даже появление ноутбуков небыло столь знаковым событием.

 

Технологический прорыв илисовпал или стал причиной прорыва ментального и экономического.

Консолидация крупнейшихоператоров мобильного доступа к данным (приемников мобильных телефонныхоператоров) и ведущих информационных систем (приемников издательских домов ипоисковых систем) создало современный медиа-формат.

 

Принцип оплатыинформационного трафика и покупки пакетов на информационное обслуживание пришелна смену принципу подписки на печатные издания. А скачкообразный рост аудиториимоментально привлек необходимые ресурсы для развития этой отрасли.

 

Да, сегодня еще сохранилисьтакие информационные динозавры, которые продолжают выходить и в бумажном виде.Понятно, что их аудитория – это консерваторы и богатые снобы. Но даже бумажныеиздания стали другими, они стали индивидуальными.

Сегодня сложно представить,что раньше поиском и обработкой информации занимались целые подразделениякомпаний. Это был каторжный труд, даже когда появился Интернет. Ручной просмотрсотен первичных источников, систематизация и первичный анализ информационного«сырья» требовали сотен человеко-часов.

Появление «умных» и«самообучающихся» поисковых систем стало не меньшим прорывом, чем рождение  FlexМ-гадежтов.

Но это уже другая история…

 

 

Фрагмент из книги воспоминаний АндреяКашпура «Завидуйте! Мы жили в эпоху перемен».

Канев, Мехико, Пекин. Март-декабрь2034г.