Цена на газ: почему так дорого
На прошлой неделе премьер-министр Николай Азаров ездил в Москву договариваться о снижении цен на газ. Чересчур дипломатичные комментарии по итогам визита и слова вице-премьер-министра Украины Сергея Тигипко о том, что правительство заложило в проект бюджета на 2010 год подорожание российского газа еще на $30 – до $334, свидетельствуют о том, что эпоха дешевого голубого топлива ушла безвозвратно.
Сможем ли мы в такой ситуации перестроиться и работать по-другому: без посредников, имеющих серьезное политическое лобби и снимающих сливки с газового рынка, без огромных потерь в наших теплосетях, без мартеновских печей? С новой, энергоэффективной экономикой, диверсификацией поставок газа и многим другим, без чего сложно представить экономику цивилизованного государства образца XXI века.
Это вызов, на который новой власти нужно дать четкий и внятный ответ. В 2005-2010 гг. это сделать не удалось. Было много красивых слов, но хороших дел – на порядок меньше. Оказалось, работать в режиме «латания дыр» проще. В результате – мы покупаем газ дороже, чем многие европейские страны.
Сейчас снова есть искушение взять отсрочку «на реформы». «Дайте нам несколько лет, чтобы навести порядок, и мы будем покупать газ по рыночной цене», - вот что говорят на переговорах представители украинской делегации. Но без реальных реформ - это путь в никуда. Даже если официальная цена будет снижена, газ все равно будет дорогим. Потому что России как-то нужно компенсировать миллиардные потери. Чем именно? Консорциум, Таможенный союз… И это только вершина айсберга.
Ближайшие полгода дадут ответ на вопрос, каким путем пойдет новая власть. Если путем решения вопроса энергетической безопасности внутри страны, через внедрение энергосберегающих технологий, развитие альтернативной энергетики, значит, в будущем мы будем следить за переговорами в Москве без валидола. Потому что это будет лишь один из вариантов, как обеспечить страну энергоносителями. А если, как сейчас - тогда нужно будет платить очень высокую цену за газ. Намного выше, чем сейчас.