Исследователи - юристы и предприниматели - из Ассамблеи общественныхорганизаций малого и среднего бизнеса Украины и общественной организации«Правовое пространство» обнаружили то обстоятельство, что регистрация(легализация) многих органов власти в Украине прошла с нарушениямизаконодательства Украины, что бесспорно, отражается на их правовом статусе.

С 1996 года, после принятия и вступление в действие Конституции Украины,первое, что должно быть образованным - это территориальные общины как юридические лица публичного права во всехнаселенных пунктах Украины, то есть во всех селах (объединениях сел), поселкахи городах. И уже потом территориальные общины на своей территории илинепосредственно должны были управлять вопросами местного значения илиобразовывать собственные органы для такого управления (реализовать на практикесуть и принципы местного самоуправления).

Однако такого не произошло - до сих пор территориальных общин не создано.Следовательно, местные советы, создать которые должны были именнотерриториальные общины, действуют в настоящее время как неконституционныеорганы. Это же можно сказать и об исполкомах местных советов и производных от нихорганах.

Например, как выяснил автор, в селе Семиполки Броварского района Киевскойобласти сельский совет как был образован еще в 1965 году постановлениемПрезидиума УССР, так это и осталось до сих пор.

С органами государственной власти - такими как пенсионный фонд, налоговая,милиция тоже не все в порядке, так как при их регистрации не соблюденапроцедура, установленная как Конституцией, так и законами Украины. Странныхслучаев, по утверждению  исследователей,немало: регистрация местных управлений пенсионного фонда на паспортаруководителей этих органов, указание КВЭД в местном управлении милиции какдеятельность по строительству и сдаче в аренду нежилых помещений и т.п.

Однако, как быть простым гражданам, ведь даже, несмотря на то, что мы это всезнаем и понимаем, без взаимодействий с органами власти, прямым или косвеннымсотрудничеством  с ними нам не обойтисьни дня.

Пенсионеры получают пенсии, работники коммунального транспорта зарплату,граждане иногда добиваются защиты своих прав в судах, милиции и прокуратуре ит.п.

И как нам ликвидировать указанные недоработки, ведь этот процесснепременно натолкнется на разного рода юридические нюансы.

Похоже, что в понимании и обрисовке путей к решению этой проблемы могут служитьюридические понятия (термины времен римского права) - де-факто и де-юре.

De facto («на деле», «фактически») - латинское выражение. Обычно используетсякак антоним латинского термина де-юре в законодательной, политической,управленческой и технической (относительно стандартов) сферах, когда в обычнуюпрактику вводятся элементы без соответствующей официальной поддержки. Например,при разборе правовой ситуации «де-юре» означает требования закона, тогда как defacto говорит о том, что происходит на самом деле (будь это законно или незаконно),реальное положение дел.

Итак, с подобными проблемами человечество вообще и юридическая практикасталкивается не в первый раз.

Адвокат Т.Монтян предоставляет такой пример существования в нашей правовойреальности фактического и юридического: «Формально многоквартирные дома являютсяобщей собственностью владельцев квартир и других помещений в этих домах, а пофакту - ими распоряжаются, как своей собственностью, органы местногосамоуправления в лице чиновников, которые получили свои должности внутринеформальной иерархии ("Преступной Панды" любого цвета) попреимущественно неформальным правилам - "понятиям". Между тем, усовладельцев есть алгоритм вернуть дома себе под контроль путем создания ОСМД,то есть вернуться в формально-правовое поле, но этот путь чрезвычайно утруднениз-за наличия огромного количества неформальных правил, которые действуютпараллельно с формальными».

Вывод, который делает, при этом, адвокат, следующий: «в Украине нет "беспредела"-в ней есть четкие, жесткие, разветвленные, детализированные, но в большинствесвоем неформальные «правила игры».

Термины de facto и de jure получили свое распространение в международном правев вопросах признания одних государств другими.

Так, признание государства de facto - это признание официальное, но не полное.Оно означает выражение неуверенности в том, что данное государство илиправительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание de jure -полное, окончательное признание, что означает установление между субъектамимеждународного права международных отношений в полном объеме и во всех отрасляхмеждународного общения.

Если оценить нашу проблему с этих позиций, по аналогии права, мы, гражданеУкраины, вступая в правоотношения с нелегитимными органами власти, признаем ихде-факто, что придает им в некоторой степени легитимности.

Однако, наша бесспорная задача: вернуть их в состояние де-юре - восстановитьконституционный порядок в Украине.

О проблемах практического выполнения этой задачи подумаем в следующей статье.

Игорь Кизима, магистр права государственного управления и местного самоуправления, президент организации «Общественный договор»