Как доказать врачебную ошибку?
В некоторых странах на законодательном уровне утверждена денежная компенсация за доказанную врачебную ошибку, при этом компенсация не входит в сумму страховки. Однако в нашем законодательстве нет даже более-менее конкретного понятия врачебной ошибки или медицинского вреда.
Если дело доходит до суда, юристы имеют право опираться только на Уголовный и Гражданский кодексы Украины, что ведет к полной беззащитности как врача, так и самого пострадавшего или его родственников.
Впрочем, четкого определения «врачебной ошибки» не дает ни одно государство. Зато в ряде стран принята поправка, освобождающая врача от ответственности, если он сам сообщил о своей ошибке и смог обосновать ее не зависящими от него самого обстоятельствами. В дальнейшем проводится специальная проверка, которая и определяет степень вины каждого участника происшествия.
Американцы, например, стараются свести судебные издержи к минимуму, отказываясь от адвоката. У нас же, увы, без помощи юриста что-то решить просто невозможно. Ведь для процесса нужна четкая доказательная база и грамотно оформленная претензия, составить которую без помощи юриста сложно, учитывая специфику иска.
Впрочем, большой вопрос, какой конкретно будет наказание, которое понесет врач в случае признания его вины.
На сегодняшний день за ненадлежащее выполнение медицинскими работниками прямых профессиональных обязанностей, повлекшее за собой тяжкие последствия, в том числе смерть пациента, осуждено всего несколько человек. Учитывая общий уровень медицины, с трудом верится, что врачебные ошибки – такой уж эксклюзив для нашей страны. Однако, во-первых, большинство претензий имеет скорее эмоциональный, нежели юридический, характер, а во-вторых, не может не сказаться чувство бесполезности любых обращений в суд по подобному вопросу.
Сажать человека за решетку жаждет далеко не каждый пострадавший, а получить денежную компенсацию может быть еще сложнее. Известны случаи, когда признавшая вину сторона просто не имеет средств на то, чтобы выплатить сумму.
Впрочем, каждый решает для себя, что ему важнее: финансовое возмещение или элементарное чувство справедливости.