Посевная на носу, или третий в мире экспортер зерновых готов взлетать
В последнее время тезис о том, что «нас прокормит село»,мощно закрепился в украинском сознании. Эта фраза используется как в прямом,так и в переносном значениях. Аграрный сектор сегодня называют одним изосновных источников валюты, особенно после резкого спада промышленной выручки,а также приостановки торговли с соседними государствами.
Для украинского аграрного сектора важнейшими показателямиявляются котировки пшеницы, ячменя и кукурузы. Только США и Евросоюз экспортируютэтих культур больше нас, а к 2025 году по объемам реализации мы вообще станемвторыми в мире.
Важно отметить, украинский аграрный рынок имеет возможностидля роста, как в экстенсивном, так и в интенсивном направлениях. Это немалоепреимущество перед той же Европой, где сельскохозяйственные технологии доведеныдо высшего уровня, однако сфера все равно остается дотационной. Конечно, дляних в этом заключается вопрос национальной безопасности. Но, как только Украинастанет частью единого европейского пространства, он будет разрешен в нашупользу. Только за последние 7 лет мы увеличили объемы валового экспорта болеечем в 3 раза, и это далеко не предел.
Есть известное правило: чтобы продать, нужно сначалавырастить. Вот с этим у нас иногда возникают проблемы.
Во-первых, Украина – зона рискованного земледелия. Даже еслипосевная прошла успешно, это вовсе не значит, что в финале получится достойныйурожай. Крупные аграрные холдинги закладывают риски и страховку в ценупродукции, тогда как мелкие и средние хозяйства часто живут до первогонеурожая.
Во-вторых, отсутствие торговой и физической инфраструктурыне дает возможности мелким и средним аграриям раскрывать весь свой потенциал.Речь идет о доступе к элеваторам, дорогам и транспорту, портам, выходе навнутренние и международные рынки.
В-третьих, начало посевной – большое финансовое испытание дляаграриев. И если торговая точка в Украине иногда может рассчитывать на банковскиекредиты, то аграрии чаще вынуждены обходиться своими силами. Добавьте к этомуполитику нефтетрейдеров в период посевной поднимать цену на солярку –получается картина маслом.
Так случилось, что начало посевной в этом годуознаменовалось важным для отрасли событием – назначением нового министрааграрной политики. Им стал ТарасКутовой, ставленник БПП, который сменил на посту Алексея Павленко, ранеепрошедшего в Кабмин по квоте «Самопомощи». С другой стороны, министр – всегдалицо политическое, так что развязывать хитросплетения будем уже по мере ихпоявлений. Пока важно осознавать, что перед новым главой аграрного сектора,помимо посевной, стоят еще целый ряд неразрешённых проблем.
Первый вопрос – снятие моратория на продажу земли. Именноэта тема вызывает едва ли не самый большой резонанс, как в украинском гражданскомобществе, так и среди политической верхушки. Однако дискуссии редко выходят зарамки политической целесообразности, и служат скорее элементом игры сэлекторатом. Сегодня необходимо работать над созданием системы эффективногозаконодательного регулирования земельныхвопросов. Только после этого будет возможность начать предметный разговор оснятии или долгосрочном продлении моратория на продажу земли.
Вторая важная тема – развитие фермерского хозяйства, котороепредполагает работу крестьян «на себя» в рамках механизированных хозяйств малыхи средних размеров. Такой тип все еще не характерен для Украины, однако в США,мировом лидере аграрной сферы, занимает значительную долю внутреннего рынка.
Что касается других проблем тружеников село, на которыестоило бы сегодня обратить внимание – это отсутствие доступных кредитов,чрезмерная налоговая нагрузка, частое искусственное занижение закупочных цен напродукцию сельского хозяйства. Также к этому списку можно добавить слабуюинформированность крестьян о различных программах, направленных на развитие сельскохозяйственногосектора.
Как пройдет посевная? Получит ли наша страна необходимыйобъем валютных поступлений? Будут ли решаться реальные проблемы аграриев, иливсе сведется к очередному замыливанию глаз?
Сегодня многое зависит от Министерства аграрной политики,которое должно доказать свою эффективность не словом, а делом.