«У нас есть все основания думать, что мы прошли кризисный этап в экономике. У нас есть все основания говорить, что бюджет этого года будет выполнен. Мы имеем возможность, поднять экономическую динамику до конца года» - недавно в эфире одного из телеканалов заявил министр финансов Сергей Марченко.
Уважаемые знатоки, внимание вопрос: что курит господин Министр?
Я реально не понимаю, как в существующих условиях можно говорить о каком-то улучшении ситуации.
Каждый день, проезжая по центральным улицам Киева, я вижу большое количество пустых помещений, в которых раньше были рестораны и магазины, не пережившие карантин. А ведь за каждым таким маленьким бизнесом – ЛЮДИ: предприниматели, не спавшие ночами, вкладывавшие не только собственные средства, но и душу в открытие своего дела, наемный персонал, оставшийся без работы, мы с вами, лишившиеся возможности посещать любимые места. Так это я говорю о Киеве – столице и финансовом центре Украины, а что происходит в других регионах страны мне вообще страшно представить.
Согласно официальной статистике ежедневное увеличение количества безработных составляет 5 тысяч человек. Обещанные премьер-министром новые 500 тысяч рабочих мест в мае – не созданы. Да и я, если честно, являюсь критиком и противником программы «Большая стройка», поскольку считаю, что бюджетные деньги должны расходоваться на поддержку отечественного малого и среднего бизнеса, создающего добавленную стоимость и рабочие места, а наши люди достойны гораздо большего, чем работать на строительстве дорог за 5-6 тысяч гривен в месяц.Так в чем нашел признаки выхода из кризиса министр финансов, при том, что ни одна страна мира не заявила о преодолении последствий коронавируса?
В поисках позитивных тенденций я начала изучать открытую информацию на сайтах Министерства финансов и Государственной службы статистики. Обнаружила много интересной информации и, хотя, к сожалению, она не продвинула меня к цели моего поиска, хотела бы ей поделиться.
Например, недавно Министр финансов бодро рапортовал про выполнение бюджетного плана по доходам. Увидев красивый график, в котором отражено исполнение доходной части бюджета за январь – апрель 2020 года на уровне 32% от годового плана, т.е. практически одна треть, я не поверила своим глазам. Неужели в Украине, действительно, все хорошо, просто я этого не замечаю? Но более внимательный взгляд на базу исчисления данного процентного соотношения заставил усомниться в красоте цифр. Крупными цифрами указано выполнение бюджета в размере 314,8 млрд. грн. и мелкими буквами ниже указан размер УТОЧНЕННОГО годового бюджета 982,5 млрд.грн. Мне стало интересно, а насколько же уточнили доходную часть бюджета? Так вот, месяц назад годовой план составлял 1101, 4 млрд. грн. Таким образом, очень легко отчитываться о выполнении бюджета, сократив план по доходам на 118,9 млрд. грн. или на 10,8 % и увеличив дефицит бюджета больше чем на 200 млрд.грн. с 89,5млрд. грн. до 291,7 млрд.грн.
Далее могла бы привести еще множество цифр, связанных со снижением промышленного производства, негативными ожиданиями производственных и сельскохозяйственных предприятий относительно объемов производства и продаж продукции, сравнительных оценок этих показателей с прошлыми периодами, но не имеет смысла загромождать текст, если ясно одно: Украина находится в глубоком экономическом кризисе и перспективы выхода из него, мягко говоря, туманны.
Внимание, уважаемые знатоки, повторяю вопрос: так что курит господин Министр финансов?
Для того, чтобы Украина вышла из кризиса, в первую очередь, у власти должны быть профессионалы, имеющие четкую стратегию и приоритеты, не боящиеся сказать неприглядную правду. Необходимо наращивать производственные мощности страны и снижать зависимость от международных партнеров. Мы должны максимально использовать потенциал наших людей, а не отправлять их на строительство дорог.
И главное, всегда необходимо помнить слова Маргарет Тетчер о том, что нет государственных денег – есть деньги налогоплательщиков, а, следовательно, если это наши деньги, то они и должны использоваться для поддержки и улучшения качества нашей жизни.