Монетизация по-украински: шаг к прозрачности, но не к экономии
С 1 января в Украине началась монетизация субсидий. Предполагается, что она пройдет в три этапа. Вначале коснется тех, кто обращается за субсидией впервые. На втором этапе – с мая этого года – программа охватит граждан, уже давно получающих субсидию круглый год. Наконец, с 1 октября, как обещают в правительстве, монетизируют все 100% субсидий.
Монетизация льгот целиком отвечает мировой практике, хотя для Украины является относительным новшеством. В нашей стране принято компенсировать напрямую из бюджета расходы поставщиков услуг, тогда как в западных странах денежная помощь направляется конкретному человеку или его семье, а уже он платит тем, кто оказывает услуги. Это вариант, который гарантирует адресность государственной помощи людям и семьям с низкими доходами. И переход к такой политике в Украине можно только приветствовать.
В государственном бюджете на 2019 г. на предоставление льгот и жилищных субсидий населению предусмотрено 55 млрд. грн., из них 20 млрд. грн. планируется направить на монетизацию.
Позитивный результат монетизации – это создание стимулов для экономии энергоресурсов в доме или квартире. Ведь получатель субсидии, который не видит «живых» денег, не будет стремиться использовать меньше газа, допустим, для отопления. Зачем экономить, если есть субсидия, которая в случае подорожания тепла, газа или воды пересчитывается автоматически, а на семейном бюджете скачок тарифов не сказывается? Такая система формирует патерналистские ожидания в обществе, приучает граждан к постоянной внешней поддержке. К тому же в этой схеме – масса возможностей для злоупотреблений со стороны коммунальщиков.
Когда же человек сам распоряжается суммой государственной помощи, он будет заинтересован в том, чтобы сэкономить, а оставшиеся деньги – израсходовать по своему усмотрению. Такая альтернатива может принципиально изменить отношения между получателем социальной помощи и государством.
Но монетизация субсидий по-украински – это все еще виртуальные для граждан деньги. Средства субсидий будут поступать к поставщикам услуг через открытые в Ощадбанке персональные аккаунты получателей помощи. Реальные деньги правительство обещает выплатить самым экономным гражданам по итогам отопительного сезона.
«В Украине субсидию получает почти половина украинских семей. Если сразу раздать такому количеству людей деньги на руки, есть риск гиперинфляции и кризиса коммунальных неплатежей, - говорится в комментарии на сайте Кабмина. – Представим ситуацию, что 8 млрд. грн. ежемесячно вместо оплаты коммуналки будут попадать на потребительский рынок. Уже через два месяца жилищно-коммунальное хозяйство Украины ожидает коллапс, ведь поставщики услуг не смогут рассчитаться с тем же Нафтогазом за купленный газ».
Как финансист, понимаю все негативные последствия такого шага. Но монетизация субсидии, как и монетизация остальных льгот, несет в себе не только инфляционные риски. Прежде всего – риск невыполнения намеченной программы из-за масштабности проекта и неготовности ключевых исполнителей.
По данным Государственной службы статистики, за 11 месяцев прошлого года субсидия была назначена 5877,4 тыс. домохозяйств. Речь идет о миллионах граждан, которым нужно будет подать заявления для открытия персональных аккаунтов в банке и монетизации субсидии. И когда в мае в управления социальной защиты населения выстроятся длинные очереди получателей помощи, - справятся ли структуры соцзащиты с таким наплывом посетителей?
Успеет ли Ощадбанк обработать такое количество документов для открытия персонального кабинета каждому заявителю?
Сможет ли Министерство социальной политики, которое в этом году впервые назначено распорядителем средств на выплату льгот и субсидий гражданам в денежной форме, эффективно справиться с новыми задачами?
От ответов на эти вопросы зависит успех реформы на таком важном социальном направлении.
Пока же монетизация субсидий в той форме, в которой она запланирована в 2019 году, позволит уйти от взаимозачетов в виде уменьшения сумм налогов в бюджет для поставщиков энергоносителей и коммунальных услуг и перейти к реальным расчетам. Если такой подход удастся реализовать, компании станут получать компенсацию бюджетными деньгами, а не налоговыми преференциями. Такой подход – шаг к прозрачности рынка коммунальных услуг и энергоносителей.
Вместе с тем, отсутствие прямого канала взаимодействия потребителя и поставщика не дает возможности самим гражданам контролировать качество и полноту предоставления услуги. Ведь Ощадбанк будет перечислять суммы субсидий без проверки правильности начислений за «коммуналку». Хотя случаи ошибочных начислений и спорных счетов в практике коммунальных предприятий нередки. На мой взгляд, получатель услуги как самое заинтересованное лицо должен иметь возможность лично контролировать поставщика. А это возможно только в случае настоящей монетизации, когда субсидия выдается непосредственно владельцу квартиры или дома. Именно такая формула должна стать следующим шагом реформы социальной сферы.