Борьба с теневой экономикой всегда входила в число приоритетных задач для правительства Украины. Но состав Кабинетов Министров менялся, а теневая экономика остается практически третьей частью ВВП страны. Впрочем, эксперты Международного валютного фонда в исследовании за 1991 –2015 годы оценивают уровень теневой экономики в Украине еще пессимистичнее – в 44,8%. По оценке Международной исследовательской организации Global Financial Integrity, в год из Украины в оффшоры выводятся суммы, в среднем равные 10% ВВП.

Масштабы впечатляют

Ради справедливости следует признать, что теневая экономика – проблема глобального масштаба. Глава Совета Национального банка Украины Богдан Данилишин отмечает, что если в 1980 году ее удельный вес составлял 5,6% мирового ВВП, то в 2017 год – 33%. В развитых странах, таких, как США, Нидерланды, Япония, Швейцария, Сингапур, показатель теневой экономики находится в пределах от 7% до 15% ВВП.

«Уровень теневой экономики в стране в первом полугодии 2018 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 3 процентных пункта и составил 32% от объема официального ВВП», – сообщил первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив, ссылаясь на данные Министерства экономического развития и торговли Украины. По его мнению, это большой прогресс по сравнению с пиком тенизации экономики в 2014 год. C тех пор этот показатель сократился на 11 процентных пунктов в результате уменьшения ЕСВ, повышения минимальной зарплаты, реформирования сферы государственных финансов, дерегуляции и многих других факторов.

За счет "теневого" рынка труда государство недополучает каждый год $6 млрд: $2,8 млрд грн –от единого социального взноса и $3,2 млрд – налога на доходы физических лиц, отмечают в Центре экономической стратегии (ЦЭС).

"Из 16 млн официально занятого населения, 2,6 млн трудоустроенных работают или как ФОПы (хотя на самом деле являются занятыми), или получают зарплату "в конвертах". Причем, такую зарплату получает каждый третий. Еще около 23%, или 6 млн работающего населения, трудятся без оформления", – сказала заместитель исполнительного директора ЦЭС Мария Репко.

"Теневые" отрасли, такие как добыча янтаря, незаконная рубка леса, игорный бизнес, при условии их легализации могут дать $0,2-0,4 млрд поступлений в бюджет по наиболее консервативным прогнозам, отмечают исследователи.

Шаг вперед, два шага назад?

Что же делает правительство для детенизации экономики? В сентябре текущего года правительство объявило об очередной атаке на теневую экономику. Кабмин поручил Государственной службе по вопросам труда, Государственной фискальной службе, Пенсионному фонду, Национальной полиции и другим органам исполнительной власти провести мероприятия, направленные на детенизацию отношений в сфере занятости и доходов населения, а министерствам и другим центральным органам – пересмотреть свои нормативно-правовые акты для усиления контроля за оформлением трудовых отношений с сотрудниками.
Кабмин в утвержденном 14 ноября законопроекте (разработан Минсоцполитики) предлагает отменить верхнюю границу начисления ЕСВ и ввести регрессивную шкалу его начисление. Нынешнее законодательство предусматривает уплату 22% ЕСВ с зарплат, сумма которых не превышает 15 минимальных зарплат (55,8 тыс. грн). Законопроект предлагает начислять ЕСВ по данной ставке на зарплаты, не выше 25 минимальных (104 тыс. грн), а свыше этой суммы ввести регрессивную шкалу начисления соцвзноса.

По мнению Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) этот законопроект вместо эффекта детенизации приведет к дополнительной нагрузке на добросовестных налогоплательщиков. ЕБА обратилась к Верховной Раде и президенту с просьбой не поддерживать инициативу об увеличении нагрузки на оплату труда, что является опасным, однобоким и выборочным действием.

Отсутствие комплексного подхода к борьбе с теневой экономикой загоняет эту проблему в глухой угол. Шаг вперед и два шага назад в снижении налогового бремени является негативным сигналом для бизнеса.

Победить теневую экономику можно снизив налоговую нагрузку, уменьшив количество регуляций для бизнеса и неэффективное управление им. При либерализации экономики у бизнесменов исчезнет желание уводить свои доходы в оффшорные схемы. В реформировании нуждается судебная система, ведь бегство капиталов происходит вследствие низкого уровня защиты инвестиций.