Божественная трагедия
Я не буду говорить сейчас о трагедии в Париже. Я буду говорить о религии и человечности. И о том, почему мы обязаны быть терпимее.
Все в вузах изучали философию и социологию, а если подзабыли матчасть, то вот: религия – это один из исторических типов мировоззрения. Его главное отличие от предыдущего – мифологического - типа состоит в том, что религия выполняет в основном только одну, оценочно-регулятивную функцию. То есть является инструментом построения общественной системы.
Это не значит, что религия - это плохо. Религия как мировоззрение, со всеми кодами, ритуалами, правилами и запретами помогала создавать сильные централизованные государства. Религия задает структуру общественной иерархии. И надо признать, очень эффективную структуру.
Однако философия как тип мировоззрения уходит значительно дальше. Она работает с абстрактными понятиями, заново переосмысливает человеческий опыт и пытается сделать его универсальным. Это не значит, что философия лучше, чем религия, просто она использует другие, более современные инструменты познания действительности.
Все три формы мировоззрения – мифологическая, религиозная, философская – существуют сегодня. Причем одновременно, часто на одной и той же территории.
Почему?
Мое мнение – потому же, почему до сих пор параллельно существуют и разные экономические и идеологические системы. Почему крайняя бедность граничит с невообразимым богатством, а гуманизм граничит с насилием и жестокостью. Разные сообщества (кланы, семьи, касты, общины, государства и их содружества) находятся на разном этапе развития в один и тот же момент времени.
Мифологическое мировоззрение трудно совместить с корпоративным миром современной Западной Европы. И наоборот, философское мировоззрение мало поможет вашему выживанию в африканских племенах (хотя как знать, может как раз и поможет?).
По сути, мы живем одновременно в нескольких мирах. Это верно как минимум с социально-экономической точки зрения – ведь делим же мы страны на «первый», «второй» и «третий» миры. И границы этих миров весьма условны. В одном только Париже их существует одновременно несколько. И они между собой взбалтываются, но не смешиваются. Между ними – социальная пропасть. Между ними - пропасть, которую создает разница в восприятии мира, себя, жизни и смерти.
Эту проблему никак не решить. Нельзя заставить человека силой изменить мировоззрение. Это чревато. Представьте, что вы отправились на машине времени в начало прошлого века, например, в Техас, и показали бы местным клип Тупака. Или попросили бы в баре поставить его треки. Или вернулись бы в Древнюю Грецию и начали бы там кампанию по защите жертвенных быков от жестокого обращения. Ну, в общем, стали бы всячески нарываться.
Трудно быть богом – как раз тоже об этом. Вы не можете изменить мировоззрение силой. Вы можете убивать и провоцировать, запрещать и осуждать. Но это ровным счетом ничего не изменит, только приведет к трагедии и разрушению. Насилие порождает насилие.
Усиливается это все экономической пропастью. Не забывайте, что в странах "первого" мира правит капитализм. Это, в какой-то степени, тоже религия - поклонение силе денег. И у этой религии много жертв.
Так что давайте признаем: у нас пока нет стратегий win-win. Мир довольно жестокое место. Но ведь мир меняют люди. И мы можем его менять.
Терпимость и терпение – это обязательства, которые возникают по пути вашего развития как человека. Если вы их теряете или от них отказываетесь – то вы сознательно спускаетесь вниз, назад, в темную пучину бессознательного. Скорее звериного, чем человеческого. Там темно, холодно и воют демоны.
Не ходите туда, пожалуйста.